(Поль-Александр Protais, 1826 ? 1890) ? французский баталический живописец, еще в раннем возрасте чувствовал сильное влечение к живописи, но окончательно посвятил себя этому искусству после крымской кампании, в которой участвовал в качестве солдата и из которой привез много рисунков и этюдов, послуживших впоследствии материалом для его картин: "Инкерманская битва", "Взятие батареи Зеленого Мамелона", "Смерть полковника Брансдона" и "Исполнение долга". Эти картины, появившись в парижском салоне 1857 г., сразу доставили художнику известность. Вскоре затем, в 1859 г., П. сопровождал генерала Ламорисьера в Италию и привез оттуда новый богатый запас материалов для изображения сцен войны и солдатского быта. П. был силен в воспроизведении не столько общего движения битвы, ее ужасов и одушевления, сколько отдельного солдата, которого он знал в совершенстве и представлял скорее с сентиментальной, чем с трагической точки зрения. Картины П. отмечены неподдельным чувством; фигуры в них полны достоинства и, вместе с тем, проникнуты какой-то грустью. П. служит, так сказать, соединительным звеном между старым и новым направлениями французской батальной живописи ? между сентиментальностью Раффе и реализмом, господствующим у позднейших представителей этой живописи. Особенно замечательны в числе картин П. ? "Ночь на поле битвы при Ватерлоо", "Утро после атаки" (1863), "Вечер после битвы" (1863), "Умирающий солдат" (1866), "Возвращение на родину" (1867), "В походе" (1870) и "Охрана знамени" (1876).
А. А. С.