Значение ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД

? Вопрос о П. труде впервые был научно поставлен и разработан Адамом Смитом; но еще раньше Петти говорил о производительных классах населения, которые создают материальные и полезные предметы, а физиократы признавали П. труд земледельцев, как создающий чистый доход. Адам Смит называет П. тот труд, результатом которого является какой-нибудь материальный предмет, обладающий ценностью. Все виды труда, не создающие материальных предметов, называются Смитом непроизводительными; сюда относится труд чиновников, ученых, прислуги и т. д. Все эти непроизводительные работники, по мнению Смита, содержатся из доходов, создаваемых П. классами населения. Со времен Смита вопрос о П. труде не перестает занимать экономистов. Одни из них защищают высказанную Смитом точку зрения, другие возражают против нее, третьи, наконец, пытаются найти средний путь. К первой группе относятся преимущественно английские ученые (Мальтус, Рикардо, Кэрнс, также Родбертус и др., а из русских экономистов Чупров). Писатели, принимающие в данном вопросе среднюю точку зрения (Милль, из русских экономистов Исаев), сохраняют основное положение Смита, что только тот труд производителен, который ведет к созданию материальных благ, но расширяют его пределы, относя к нему также и те виды труда, которые косвенно содействуют производству материальных предметов, как, например, труд врача, излечивающего рабочего, труд судьи, охраняющего материальное богатство жителей, и пр. Наоборот, большинство новейших экономистов (главным образом французских и немецких ? Сэй, Дюнойе, Гарнье, Бланки, Фр. Лист, Рошер, Вагнер и мн. др.) восстают против делаемых Смитом и его последователями ограничений понятия П. труда. Они считают непоследовательным в логическом отношении исключать из сферы П. труда труд, создающий нематериальные блага, только потому, что эти блага не могут сберегаться, накапливаться или не представляют собой предметов, которые могут быть передаваемы из рук в руки. Прежде всего неспособность к сбережению, преходящий характер существования присущи, подобно нематериальным благам, также и некоторым материальным предметам (некоторые химические вещества, мороженое и др.). Далее, всякий труд, создающий что-либо удовлетворяющее человеческим потребностям, должен считаться П., раз затрата мускульной и нервной энергии происходит согласно принципу хозяйственности, т. е. в наименьшем при данных условиях количестве; материальность объекта представляется здесь совершенно второстепенным признаком. Благо, созданное трудом человека, обладает меновой ценностью независимо от того, материально оно или нематериально. При таком решении вопроса понятие П. труда совпадает с понятием хозяйственного труда, которому противополагается нехозяйственный труд (например, труд третьего рабочего, поднимающего тяжесть, когда для поднятия ее достаточно двух рабочих); с этой точки зрения весь спор о П. труде оказывается праздным.

М. С?в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.