Иван Петрович (1773?1805) ? поэт-публицист. Получив образование в Московском университетском пансионе, а потом в артиллерийском и инженерном корпусе, П. (незаконнорожденный сын Репнина) служил в артиллерии, затем в департаменте народного просвещения. 15-и лет он написал первую "оду", за которой последовал целый ряд других. В отличие от современных ему "одописцев" П. воспевал в них "нравственные совершенства человека", протестовал против насилий, унижения и рабства. В оде "Человек", направленной, очевидно, против Державина, П. требует освобождения человека от постыдного названия "червя":
Какой ум слабый, униженный
Тебе дать имя червя смел?
То раб несчастный, заключенный
Который чувствий не имел.
В противовес Державину П., обращаясь к человеку, говорит:
Ты царь земли ? ты царь вселенной
Хотя ничто в сравненьи с ней
Хотя ты прах один возженный
Но мыслию велик своей.
В одах: "На правосудие" и "Надежда" П. в ярких красках рисует тяжелое положение крепостных. В 1798 г. П. вместе с А. Ф. Бестужевым издавал "С.-Петербургский журнал", в котором наряду с сентиментальными повестями в духе того времени печатались также публицистические заметки в защиту пользы и необходимости широкого просвещения. В форме разговора калифа и его визиря П. приводит и разбивает все возражения против просвещения, навеянные французской революцией и распространявшиеся в русском обществе. Развитию литературной деятельности П. в этом направлении особенно способствовало начало царствования Александра I. Он примкнул к той группе молодых петербургских писателей, из которой составилось "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств". Стихотворения его, написанные в это время, печатались в "Журн. росс. словесн." и "Журн. для пользы и удовольствия", а по смерти П. ? в "Благонамеренном" и "Пантеоне русской поэзии". Свои взгляд на образ правления П. выразил в басне "Царь и придворный". Придворный сравнивает царя с верхним камнем пирамиды, а нижние, основные камни ? с народом, созданным для него. На лесть придворного царь отвечает словами:
"Тот камень, что свой блеск бросает с высоты
Разбился б в прах ? частей его не отыскали
Когда б минуту хоть одну
Поддерживать его другие перестали".
В книге "Опыт о просвещении относительно России" П., исходя из мысли, что просвещение не может мириться с рабством, высказывается за освобождение крестьян, с которыми "помещики поступают хуже, нежели со скотами, им принадлежащими". Общая цель, к которой должно стремиться просвещение, заключалась, по мнению П., "в приготовлении России полезных сынов отечеству, а не таких, которые бы гнушались тем, что есть отечественного, и презирали свой язык". П. предлагал обучать крестьян ? земледелию, дворян ? юридическим наукам, военных ? военным, священников ? декламации, а не древним языкам, никому не нужным, и т. д. Книга П. разошлась очень быстро, но когда в том же году (1804) автор представил ее с дополнениями в цензуру для нового издания, оно было остановлено, так как, по словам цензора, автор "с жаром и энтузиазмом жалуется на злосчастное состояние русских крестьян, коих собственность, свобода и даже жизнь находятся в руках какого-нибудь капризного паши". По этому поводу П. написал диалог между "манджурскими" цензором и писателем, в котором цензор тщетно старается убедить наивного автора в том, что "не всякая истина должна быть напечатана". Испытав на себе всю тяжесть положения незаконнорожденных, П. обратился к Александру I с запиской "Вопль невинности", в которой требует улучшения положения незаконных детей, совершенно незаслуженно обреченных законом на материальную и нравственную кару. Преждевременная смерть П. вызвала всеобщее сожаление, выразившееся в целом ряде речей, некрологов и стихотворений с похвалами открытому и честному характеру П., его доброте и гражданским добродетелям. Общество любителей словесности, избравшее П. в 1805 г. своим председателем, почтило память его особым заседанием. Ср. статью Н. Прыткова ("Древняя и новая Россия", 1878, ¦ 9) и "Сочинения К. Н. Батюшкова" (изд. П. Н. Батюшкова, СПб., 1887, т. 1).
В . Боцяновкий.