(от лат. deus - бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму , в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму , растворяющему бога в природе, и атеизму , вообще отрицающему само существование бога. Д. выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.
Д. развился прежде всего в Великобритании. Родоначальником его считается английский философ лорд Чербери (17 в.), развивший идею религии разума ('Трактат об истине', 1624). К Д. примыкали мыслители различных направлений - как идеалисты, так и материалисты, причём для последних, по словам Маркса, Д. '... есть не более как удобный и лёгкий способ отделаться от религии' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Наивысшее развитие Д. получил в 1-й половине 18 в. В Великобритании деистами были Дж. Толанд , видевший в христианстве лишь нравственное учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери , Г. Болингброк; в Америке - Т. Джефферсон, Б. Франклин , И. Аллен, Т. Пейн. Близко к Д. стоял Дж. Локк. Высказанный Д. Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды, делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца ('Диалоги о естественной религии', 1779). Во Франции идеи Д. проводил Вольтер , к Д. приближался Ж. Ж. Руссо . С критикой Д. выступали французские материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся на почве философского рационализма (Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг). Идеи Д. своеобразно преломились в сочинении И. Канта 'Религия в пределах только разума' (1793, рус. пер. 1908). Среди русских прогрессивных мыслителей Д. получил распространение в конце 18 - начале 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, некоторые декабристы). В целом Д. сыграл положительную роль в развитии свободомыслия 17-18 вв.; в дальнейшем утратил своё прогрессивное значение.
В современной буржуазной философии Д. не имеет самостоятельного значения, но его придерживаются многие естествоиспытатели, которые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 97-99; [Орбинский P. В.], Английские деисты 17 и 18 столетий, 'Записки Новороссийского университета', 1868, год 2, т. 3, в. 1; Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ 'Диалогов о естественной религии', М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; Sayous Ed., Les deistes anglais et le christianisme... (1696-1738), P., 1882; Torrey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven - Oxf., 1930; Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mass.), 1934; Schlegel D. B., Shaftesbury and the French Deists, Chapel Hill, 1956.