Значение ОРЕЛ, В СИМВОЛИКЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ОРЕЛ, В СИМВОЛИКЕ

? издавна признавался признаком силы и власти. Уже Дарий употреблял изображение золотого О. на вершинах персидских знамен. Из Персии оно перешло в Египет и при Птолемеях помещалось на монетах. У римлян О. (с молниями и громовыми стрелами) является символом государства, а со времен консульства Мария (104 г. до Р. Х.) употребляется как воинский знак в легионах. Такой О. помещался на высоком копье или стержне и составлял как бы знамя легиона. В Средние века О. не помещался на древках знамен (где обыкновенно был крест) и снова появляется лишь с 1804 г., в войсках Наполеона I. Реставрация уничтожила его, Наполеон III восстановил. Самые знамена, украшенные О., получили название "орлов". В настоящее время О. находятся на знаменах у нас, в Австрии (двуглавые) и в Пруссии (одноглавые); кроме того, они украшают каски кирасирских полков и гвардейских жандармов у нас и кирасир в Пруссии. О. представляет одну из самых распространенных геральдических фигур и помещается в гербах впрямь, с поднятыми крыльями и головой, обращенной вправо. Если он изображен иным образом, то это указывается. Обыкновенно клюв, язык и лапы (когти) орла ? другой финифти, нежели остальное туловище; такой О. называется "вооруженным". Ср. Двуглавый О. (см.) и Государственный О. (см.).

П. ф.-В.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.