(Numa Pompilius) ? второй из семи римских царей, с именем которого римские и греческие историографы связывали проведение правовых и религиозных реформ и первые попытки внести культурные начала в только что образовавшуюся некультурную общину. Легендарная история римских царей сообщает следующие о нем данные. Н. был сын Помпа Помпилия и родился в сабинском городе Cures. Когда, за смертью Ромула, в Риме наступило междуцарствие, длившееся около года, римляне решили избрать царя из сабинского племени. Выбор пал на достойнейшего, по приговору молвы ? Н., зятя царя Тита Тация. Отличаясь справедливостью, глубокой набожностью и знанием божеского и человеческого права, а также понимая, что культура народа держится не на воинственности, а на праве, он поставил своей задачей смягчить нравы дикого воинственного племени и дать ему религиозно-нравственные устои. Подготовленный в школе Пифагора, Н., по вступлении на царский престол, заключил мир со всеми соседними племенами, поддерживавшийся во все время его долгого царствования: основанный им храм Януса (Janus Geminus) при нем постоянно стоял закрытым. Главной задачей Н. было установить и распространить богопочитание. Он увеличил число божеств, основал множество храмов и алтарей, установил обряды богослужения простые, но строго определенные, и дал им характер неизменных и строго соблюдаемых установлений, малейшее нарушение которых требовало piaculum ? искупления. Вся жизнь гражданина была обставлена обрядами; ни одно дело не могло быть предпринято без обращения с наперед установленными молитвами (ind i gitamenta) к божествам. Для сохранения сакрального права и культов были учреждены коллегии понтификов, фламинов, весталок, салиев, фециалов и авгуров (по другим сказаниям, Н. лишь увеличил число понтификов и авгуров). Свод сакрального права был передан им понтифику Марцию, и через него потомству. В 181 г. до Р. Х. на Яникуле было найдено 2 каменных ларца, с надписями на греческом и латинском языках, из которых выяснилось, что в одном ларце лежал прах Н. Помпилия, а в другом книги Н. ? 7 книг о понтификальном праве и 7 по греческой философии. Н. приписывается также упорядочение календаря и разделение года на двенадцать месяцев, вместо прежнего деления на 10; год был лунный и заключал в себе 355 дней. В связи с этим дни были разделены на fasti и nefasti и установлены многие постоянные праздники (feriae stativae). В области гражданских реформ Н. считается первым царем, который раздал жителям участки земли и приучил их к земледелию. Чтобы границы государственной и частной собственности были точно определены, он велел провести межи и поставить пограничные камни, а для того, чтобы жители относились с уважением к границам, он учредил культ бога Термина. За вырытие пограничного камня виновник подвергался проклятию, вместе со своими волами, и обрекался подземным богам. Торговля была урегулирована, промыслы были подняты: было учреждено 9 коллегий ремесленников, с установлением внутри каждой особого культа, особых праздников. Для поддержания торговли и промышленности Н. ввел культ божества Fides, как олицетворения честности в предприятиях. Считая деятельность Н. высокой и важной, легенда внесла в круг сказаний о нем сверхъестественные черты: утверждали, что царю в его государственном деле помогала нимфа Эгерия, открывавшая ему, в ночных беседах, волю богов. Это придавало установлениям царя священный авторитет и помогало их распространению. По указанию Эгерии, Н. отменил человеческие жертвы и ввел бескровные (лук, волосы и т. п.). По смерти царя нимфа, от слез, обратилась в источник. Всеобщее распространение народной легенды о любимом царе относится к эпохе, последовавшей за 2-й пунической войной. Новейшая историография подвергла предание о Н. разносторонней и глубокой критике. По исследованиям Швеглера ("R o mische Geschichte", т. I, 551, изд. 1867), Н. Помпилий ? отвлеченный образ царя-реформатора, которому приписали введение и распространение культа и сакрального права, как Ромулу приписано было первоначальное военное устройство общины. По мнению Ине (Ihne), H. был мирным царем-жрецом, правление которого совпало со временем сложения общины из gentes, объединенных общей религией. Так как религия была важнейшей основой государства, то естественно, что и главой государства был жрец. Исходя из этого взгляда, Ине считает более нормальным видеть в Н. первого царя, а в Ромуле ? второго. В силу духовного характера власти, царь не ведал ни судебных обязанностей, которые лежали на duumviri perduellionis, ни военных (magstri populi). Проф. Нетушил ("Зап. Харьк. Унив.", 1893, кн. 2) предлагает гипотезу о существовании двойной власти: светской, находившейся в руках иноземной династии Тарквиниев, и духовной, которая была в руках rex sacrificulus. Таким rex sacrificulus был Н., которого Нетушил относит ко временам республики, ссылаясь на то, что он был адептом учения Пифагора. Позднее первые анналисты-понтифики, вырвавшие власть у rex sacrificulus, желали затемнить первоначальную историю царей-жертвоприносителей и тем утвердить законность и древность своей коллегии, и с этою целью перенесли имя Н. в разряд древнейших царей. Энман, в своей обстоятельной статье: "Легенда о римских царях" ("Ж. М. Н. Пр.", 1894 и 1895), критикует все вышеприведенные мнения и, исходя из того факта, что Н., по единогласному свидетельству древности, основал коллегию фламинов и, если не учредил, то окончательно организовал коллегию понтификов ? считает Н. историческим реформатором сакрального права, создавшим понтификат, с полным комплексом его прав и обязанностей, и выводит легенду о Н. из предания понтификов о началах их коллегии. Разбирая, далее, отношение понтифика к rex sacrorum, Энман приходит к заключению, что rex sacrorum некогда стоял во главе коллегии понтификов, но когда царская власть была уничтожена, то и положение rex sacrorum перестало считаться первенствующим, причем возникла новая должность pont i fex maximus. Таким rex sacrorum был, по мнению Энмана, Н. Помпилий, главной деятельностью которого было составление календаря.
Н . Обнорский.