Значение слова ANNUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ANNUS

ГОД. I. Разделение года у греков и римлян. 1. У греков, которые первоначально, подобно римлянам, имели лунные месяцы, первым днем месяца был тот, вечером которого всходила новая луна; он назывался noumhnia и был посвящен Аполлону. Началом суток, как и у всех народов, деливших время по круговращениям луны, считался вечер. Т. к. от одного новолуния до другого проходило 29 дней и приблизительно 13 часов, то 30-дневные месяцы (plhreiV) чередовались с 29-дневными (koiloi). Далее, чтобы сравнять лунный год с солнечным, со времен Солона, в течение «большого года» (megaV eniatoV), состоявшего из 99 месяцев, вставляли несколько раз, а именно в каждый 3, 6 и 8-й года, один прибавочный месяц (mhn emboulimaioV) в 30 дней, так что обыкновенный год состоял из 354 дней, а високосный (со вставным месяцем) из 384. Но такой високосный год был 7 1/2 днями длиннее, чем следовало, поэтому приходилось время от времени пропускать вставочный месяц. Во времена Перикла астроном Метон установил 19-летний цикл (enneakaidekaethriV). Впрочем, календари отдельных греческих государств были столь же отличны один от другого, как и религиозные торжества. Аттический год начинался с первого новолуния после летнего солнечного поворота (тогда как спартанский начи нался с осеннего равноденствия, а эолийский с зимнего солнечного поворота); отсюда происходит следующий порядок аттических месяцев: 1) Ekatombaiwn, 2-я половина июля и 1-я половина августа; 2) Metageitniwn, 2-я половина августа и 1-я сентября; 3) Bohdromiwn, 2-я половина сентября и 1-я октября; 4) Puaneyiwn, 2-я половина октября и 1-я ноября; 5) Maimakthriwn, 2-я половина ноября и 1-я декабря; 6) Posedeiwn, 2-я половина декабря и 1-я января; 7) Gamhliwn, 2-я половина января и 1-я февраля; 8) Anqhsthriwn, 2-я половина февраля и 1-я марта; 9) Elafhboliwn, 2-я половина марта и 1-я апреля; 10) Mouniciwn, 2-я половина апреля и 1-я мая; 11) Qarghliwn, 2-я половина мая и 1-я июня; 12) Skiroforiwn, 2-я половина июня и 1-я июля. Вставной месяц назывался вторым Посейдеоном и вставлялся в половине года. Каждый месяц подразделялся, в свою очередь, на три декады: 1) istamenou или arcomenou, 2) epi deka или mesountoV и 3) fqinontoV, paumenou, lhgontoV или apiotoV. Ср.: К. F. Hermann, uber driech. Monatskunde (1844). Bergk, Beitrage zur griech. Monatskunde (1845). [Латышев. О некоторых эолич. и дорич. календарях (1883).] 2. У римлян, по преданию, Ромул разделил год на 10 месяцев и назвал первый из них в честь своего отца Марса — Martius; второй — Aprilis от раскрывания (aperire) почек на растениях; третий — Maius, в честь Майи, матери Меркурия; четвертый — Iunius, в честь Юноны, а прочие по месту в году: Quintilis, Sextilis, September, October, November, December. Позднее Quintilis в честь Юлия Цезаря был назван Iulius, a Sextilis в честь Августа — Augustus. Начало месяца определялось новолунием; особый чиновник (впоследствии pontifex maximus) обязан был из особенного, нарочно для этого построенного на Капитолийском холме здания (curia Calabra) объявлять о наступлении новолуния (kalare, оттуда Kalendae). День в середине месяца (приблизительно полнолуние) назывался Idus (от этрусского iduare — делить; ср. dividere). Смотря по различной длине месяцев, Иды впоследствии приходились в некоторых месяцах (март, май, июль, октябрь) на 15 день, в других на 13-й. Nonae (novem) назывался 9-й день перед Идами (считая и день Нон, и день Ид). Прочие дни обозначались числами, указывавшими, какое место данный день занимает перед Календами, или перед Нонами, или перед Идами. Вместо die ante Kalendas говорили ante diem Kalendas. По преданию, Нума Помпилий присоединил месяцы Ianuarius (от бога Януса) и Februarius, который получил свое имя от всеобщей великой искупительной жертвы (Februalia), приносившейся в конце каждого года (Februarius был сперва последним месяцем). Таким образом возник лунный год из 355 дней. Чтобы сравнять его с солнечным, Нума постановил через каждые два года между 23 и 24 февраля вставлять еще один месяц, mensis intecalaris (-ius) или Mercedonis (Mercid.). Но, по всей вероятности, так называемый десятимесячный год Ромула относится только к исчислению сроков перемирия по десяти истинным обращениям луны, а римский праздничный календарь искони состоял из 12 месяцев (с марта по февраль). Приписываемый Нуме способ уравнения лунного года с солнечным был далеко неудовлетворителен, он остался таким и после некоторых улучшений, введенных децемвирами (451 г. до Р. X.). По закону Мания Ацилия Глабриона (19 V г. до Р. X.) понтифики были уполномочены вставлять добавочный месяц по собственному усмотрению. Но т. к. вследствие небрежности во времясчислении явился величайший беспорядок и все месяцы потеряли свое естественное положение в году, то Юлий Цезарь, как pontifex maximus, поручил александрийскому математику Сосигену (в 46 г. до Р. X.) устроить улучшенный календарь; для введения последнего в указанном году (annus confusionis ultimus) понадобилось, кроме вставленного уже в феврале обычного добавочного месяца, вставить еще 61 дней между ноябрем и декабрем. С этих пор календарный год начинался с первого января (т. е. с того дня, в который в 153 г. до Р. X. консулы вступали в свою должность); теперь в каждом четвертом году, когда февраль состоял из 29 дней, 24-й и 25-й дни этого месяца назывались sextus Kalendas Martias и год назывался Bisextilis. Каждый месяц древние римляне делили на части по базарным или судебным дням (nundinae от novem dies), в которые они из деревень приходили в город; при императорах стали делить на недели (hebdoma-des). Обзор времен целого года назывался Kalendarium; но этим же именем обозначалась и долговая книга, т. к. должники платили проценты в дни Календ. II. Летосчисление. В хронологии древнейшей греческой истории важен год взятия Трои, т. е., соответственно вычислениям Эратосфена и Аполлодора, 1184 г. до Р. X.; считая годы вперед или назад от этой эры, определяли даты событий. Счисление по олимпиадам (эра — 1-я ол.= 776 г. до Р. X., см. Olympias, 2) сделалось у историков главным приемом хронологического определения (прежде всего у историка Тимея) только в 3 в. до Р. X., но вместе с тем сохранился обычай считать по афинским архонтам-эпонимам и по первым спартанским эфорам. У римлян официальным летосчислением было счисление по консулам; оно удерживалось и при императорах до Юстиниана (до 541 г.). Рядом с этим вошло во всеобщее употребление у писателей со времени Августа счисление ab urbe condita; Варрон, которому и мы по большей части следуем, считает за год основания Рима год, соответствующий 753 г. до Р. X., а по Катону год основания Рима равен 751 г. до Р. X. Имена консулов сохранились в Fasti Capitolini и в F. Consulares (см. Fasti). В 4 в. до Р. X. вошел в употребление цикл индиктов (indicti-onum), имевший свое основание в податном устройстве Римской империи и начинавшийся с 1 сентября 312 г. Затем вошло в употребление и удерживается до сих пор счисление по годам от Рождества Христова, причем принимается за эру тот год, который вычислил для этого события Dionysius Exiguus (умер в 556 г.) Ср.: Zumpt, das Geburtsjahr Christi (1869). См. таблицы, приложенные в конце книги.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.