(Ninua, от nawah = селиться) ? столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до Р. Х., опередив древний город Ассур. Древнейшее упоминание ее ? в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь ? царя Дунги, составленная по-семитически. Как важный торговый пункт на пересечении путей с Ю на С и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Н. скоро достигла благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с З Тигром, с В Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, Н. еще в древние времена часто служила резиденцией. Расположена была на лев. берегу Тигра, против Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус (= пророк Иона). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ассурназирпал (885?860) перенес резиденцию в Калах (см. Нимруд), и только со времен Синахериба начинается блестящий период Н., как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон, старался, чтобы Н. заняла его место, и делал все возможное для украшения города. Ему принадлежит так наз. юго-зап. Куюнджикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых годах. Он перестроен Ассурбанипалом, который воздвиг для себя другой, сев. дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плас. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так наз. "Ассурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассаргаддоном, и на холме Небби Юнус, но правильных раскопок производить здесь нельзя: туземцы считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Истар. Разрушена Н. мидянами, в союзе с Набополассаром, в 607 г. С этих пор Н. исчезает с лица земли и была даже забыта. Когда Ксенофонт проходил мимо ее развалин, он не знал, что это за город; ее имя не упоминается и во времена римлян, основавших здесь военную колонию. В цветущий период Н. население ее имело репутацию распущенности. Имя ее было синонимом громадности. У пророка Ионы Н. называется имеющей три дня пути; это понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные города Калах и Хорсабад (Дур-Саргон) считались за одно целое. Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной.
См. Layard, "Discoveries in the ruins of Niniveh. N. and its remains".
Б. T.