(Шноргали) или Клаэнский ? выдающийся деятель армянской церкви (около 1098?1173); с 1165 г. был патриархом всей Армении. Написал много произведений как духовных, так и исторических в стихотворной форме; из последних особенно известны "Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги" в 1144 г. и "История Армении", доведенная до 1121 г. (см. Патканов, "Библиографический очерк армянской исторической литературы", СПб., 1880 г.), а из духовных ? поэма "Иисус Единородный Сын Отца", заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырех Евангелий. В прозе имеются два произведения Н.: соборное послание к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол, и изложение веры церкви армянской, начертанное Н. по требованию императора Мануила. Оба эти произведения и переписка между Н., императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (СПб., 1847). Вся деятельность Н. была направлена к соединению церквей армянской и греческой, причем он руководствовался в особенности желанием отстоять самостоятельность своего отечества от покушений мусульман. В 1170 г. в городе Рум-Кла, местопребывании католикосов, произошел диспут между Н. и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. "Изложение" веры написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Среди приготовлений к созыву собора, на котором должен был быть поставлен вопрос о соединении церквей, Н. умер (см. Н. Ламбронский).
См. Троицкий, "Изложение веры церкви армянской, начертанное Н., католикосом армянским" (СПб.,1875). Собрание поэтических произведений H. изд. в Венеции 1830 г. "Элегия на взятие Едессы" издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 г.; латинский перевод ее в Венеции в 1833 г.; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напеч. Дюлорье в его "Recueil des Croisades" (т. I, стр. 226?268).