(собственно "царь города") ? верховный бог "Ваал" Тира, в Библии называемый Молохом (см.), а у классиков то Кроном и Сатурном, то Гераклом, то ?????????, ??????????, Melicertus. Сопоставление с Гераклом обуславливается сходством некоторых представлений. М. является странствующим по морям, основывающим колонии, побеждающим чудовищ и варваров. В основании этого лежит представление о боге солнца, но в период расцвета Тира на мифе отразилась история, и М. сделался прообразом своего народа, богом цивилизации. Он не перестал быть, однако, и божеством природы; ежегодно весной продолжало праздноваться его "пробуждение". При этом приносились в жертву перепела: дым от них возбуждал М. от сна. Существовало также представление о том, что М. сжигал себя во время летних жаров, чтобы опять воскреснуть. Символом М. были две колонны, каменные или металлические, стоявшие в его храмах и через тирских мастеров попавшие даже в иерусалимский храм (Воаз и Иакин). М. почитался и в колониях Тира, между прочим, в Карфагене, откуда ежегодно отправлялась депутация в Тир для принесения жертвы и десятины. Храм его в метрополии, как передает Геродот (см.) со слов местных жрецов, основан в XXVIII в. до Р. Х.; Хирам сломал его и на его место выстроил новый, поражавший богатством и великолепием: в нем были колонны из золота и смарагда. Известные пунические имена Гамилькар, Бомилькар ? сложные с именем М.; они означают: "М. ? мой брат" и "раб М.". Греческий Меликерт, сын Афаманта и Ино, погибший, по козням Геры, вместе с матерью в море у Истма и сделавшийся Палемоном, благодетельным покровителем и кормчим обуреваемых кораблей (римский Portuus) и героем Истмийских игр, находится в несомненной связи с финикийским М. и, может быть, с финикийскими поселениями на Истме.
Значение слова МЕЛЬКАРТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое МЕЛЬКАРТ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012