Значение слова ВААЛ в Православной энциклопедии Древо

ВААЛ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ваал, Баал ( 3 Цар. 18, 26 , Ис. 17, 8 , Иер. 9, 14 и др.), библейское название бога языческих семитов Палестины , Финикии и Сирии .

По этимологическому своему значению, слово это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времен провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и Ваалом, причем термин "ваал", употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства.

Главным местопребыванием широко распространенного по всей Западной Азии культа Ваала, проникшего через финикиян и карфагенян далеко на Запад, была Финикия , в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии , где Ваал известен был под именем Бэла . Вследствие своего месопотамского происхождения, Ваал повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как "владыка" богов, соответствовал главному небесному светилу — солнцу, источнику всякой жизни на земле. Отсюда в мифологии языческих семитов он является олицетворением мужской производительной силы и действует через свою жену, Астарту , представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ Ваала, который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ Ваала совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю.

Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваала жили так называемые кедешимы и кедешомы , священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре , где культ Ваала принес особенно горькие плоды.

Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение со служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа Ваала, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собой историю увлечений этим культом. "Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое перед Господом", — таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа и чувственно-осязательный культ Ваала непреодолимо увлекал его.

При царе Ахаве , благодаря покровительству его жены Иезавели , финикиянки, культ Ваала нашел почти официальное признание в царстве Израильском , а по временам проникал и в царство Иудейское , хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков.

В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире [1] . Одной из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы — иеродулы — предавались исступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешел в Карфаген , где имя его слышится в именах Ганнибала ("милость Ваала"), Аздрубала ("помощь Ваала") и др. Позже следы его встречаются в Риме , где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, а именно в лице императора Гелиогабала , который, в качестве жреца сиро-ханаанского солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного в честь него жертвенника.

Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, Ваал, под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение.

Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде , боге бури и царе богов. В XIV в. до н.э. у финикийцев Ваал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, «Бога»), главы ханаанской группы божеств.

Со временем к его имени стали присоединять название местности, в которой он почитался, и указание на особые приписывавшиеся ему черты или функции. Кроме того, любой важный аспект религиозной жизни мог породить культ своего собственного Ваала.

Святилища и храмы Баала часто называли «высотами». В качестве божества гор и божества бури Ваал изображался в соответствующем облике. Вместе со своей супругой Ваал мог быть связан с тем или иным родом, о чем напоминали личные имена, содержащие в качестве составной части его имя.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Энциклопедия "Кругосвет"

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BAAL.html

[1] Тирский Ваал, упоминаемый в Ветхом Завете, был известен под именем Мелькарт. - Энциклопедия "Кругосвет"

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.