Значение МОЛОХ, СЕМИТИЧЕСКОЕ БОЖЕСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

МОЛОХ, СЕМИТИЧЕСКОЕ БОЖЕСТВО

(соб. "царь") ? нередко встречающееся в Библии по транскрипции 70-ти (????) имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом ? покровителям города или племени, напр. у аммонитян (Мильком ? "их царь", 3 Цар. 11, 7) и жит. Тира (Мелькарт ? "царь города", см.). М. наз. верховного бога и еврейские раввины; греки отождествляют его с Кроном, римляне ? с Сатурном. М. ? бог природы, в частности ? теплоты и жизненного огня, проявляющегося в солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь М. именно через всесожжение, причем ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о "проведении чрез огонь" детей в долине Гинномской (геенне), в честь М., при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Женское дополнение М. ? Мельхет ? также чествовалось человеческими жертвами. Упоминаемый в ассиро-вавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер.

Б. Т.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.