Значение МАХ ЭРНСТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое МАХ ЭРНСТ

(Mach, род. в 1838 г.) ? проф. физики в Университете в Праге; будучи в 1879-80 гг. его rector magnificus, выступил противником попыток сделать Университет чешск. установлением. Им напечатано большое число мемуаров и книг, начиная с 1861 г. по сие время. Его научные исследования касаются главным образом акустики и оптики ? "О стробоскопическом определении высоты тона" (1873), "Об отражении и преломлении звука" (вместе с Фишером, 1873), "О скорости распространения взрывных волн" (1877) и др., "О цвете двойных звезд на основании принципа Допплера" (1861), "О полном отражении и аномальной дисперсии" и т. д. В сотрудничестве с Яуманном, М. изд. "Leitfagen der Physik f u r Studierende" (Прага, 1891). Большой известностью пользуются соч. M.: "Einleitung in die Helmholtsche Musiktheorie" (Грац, 1866), "Die Geschichte und die Wurzel des Satzes der Erhaltung der Arbeit" (Прага, 1872), "Optisch-akustische Versuche" (Прага, 1873), "Grundlinien der Lehre von den Bewegungsempfindungen" (Лпц., 1875), "Die Mechanik in ihrer Entwickelung" (Лпц., 1883; 2 изд., 1889), "Beitrage zur Analyse der Empfindungen" (Иена, 1886).

H. Г .

Труды M. богаты экскурсами в область философии; у него есть рефераты и речи, всецело посвященные высшим обобщениям, напр. "Die o konomische Natur der physikalischen Forschung" (1882) и "Ueber Umbildung und Anpassung im naturwissenshaftlichen Denken" (1884). По М., не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела. Последними элементами являются цвета, звуки и т. д., и мы должны исследовать их связь. Наше "я" есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов, связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода ? слабее. Для М. существует не противопоставление "мира" и "я", ощущения и предмета, а только связь элементов. Науке, по его мнению, предстоит просто признать эту связь и пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись от попыток объяснить существование самих элементов.

Ср. Лесевич, "Что такое научная философия" (М., 1889, гл. XIV и XV).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.