(Томас Lodge) ? драматург, романист и сатирик, современный Шекспиру; род. около 1556-58 гг. в Лондоне, где его отец был лорд-мэром. Окончив курс в Оксфорде, он готовился быть юристом, но скоро перебегает в литературный лагерь и сближается с кружком драматургов и актеров. Когда в 1579 г. появился злостный памфлет пуританина Госсона, направленный против поэзии, музыки и драмы, Л. отвечал ему брошюрой "A Defence of Poetry, Music and Plays" (Л. 1580). В 1589-90 гг. он написал вместе с Грином пьесу полуисторического, полуобличительного характера, "А Looking Glass for London and England", где под видом Ниневии изобразил современный ему Лондон. В 1594 г. он выступил с самостоятельной пьесой из римской жизни: "The Wounds of Civil War", сюжет которой заимствован из Плутарха. Драма в общем довольно слаба, но в ней есть несколько хорошо очерченных характеров (Марий, Сулла) и несколько эффектных сцен (напр. сцена, в которой Сулла говорит воинам речь перед битвой); не лишены остроумия и комизма сцены, где выступает шут. О строгом соблюдении исторического колорита нет и речи: Марий клянется Богородицей, а галл, посланный убить его, говорит искаженным французским языком XVI в. Впрочем, известность Л. главным образом основывалась не на его пьесах, а на сатирических памфлетах: некоторые из современников считали его первым сатирическим писателем Англии. "An Alarum against Usurers" (Л. 1584), "Catharos" (Л. 1591) и в особенности "A Fig for Momus" (Л. 1595) и "Wit's Miserie and the World's Madness" (Л., 1596) представляют собой богатый материал для истории культуры, потому что посвящены обличению современных Л. пороков. В 1588 г. Л. отправился на Канарские острова, где пробыл около года. Результатом этого путешествия был роман "Розалинда" ("Rosalinde, Euphues Golden Legacie", Л., 1590), написанный в подражание "Евфуэсу" Лилли (см.). В своей комедии "Как вам угодно" Шекспир заимствовал у Л. и фабулу, и главные характеры, и некоторые драматические положения, и пасторальную тенденцию, состоящую в противоположении жизни придворной и искусственной жизни близкой к природе, которая своей простотой благотворно действует на человека. За "Розалиндой" следовало еще несколько романов Л.: "Тень Евфуэса" (Л., 1592), "Жизнь Роберта, прозванного Дьяволом" (Л., 1592), "Жизнь и смерть знаменитого и остроумного бунтовщика Вильяма-Длиннобородого" (Л., 1593). В 1593 г. Л. издал сборник своих стихотворений "Phillis, honored with Pastoral Sonnets, Blegies and amorous Delights". В конце XVI в., будучи с лишком сорока лет от роду, Л. бросает литературу и Лондон, отправляется в Авиньон учиться медицине и в 1600 г. получает степень доктора медицины. С этих пор он не пишет ничего оригинального и в свободное от практики время переводит Иосифа Флавия "De Bello Ludaico" (Л., 1602), а в следующем году издает обширный медицинский трактат "О чуме" ("Treatise of the Plague"). В 1608 г. Л. считался одним из самых известных медиков в Лондоне. В 1614 г. он издает переведенные им сочинения Сенеки и поэму Дю Барша "La Sepmaine ou la cr eation en sept journe es". Умер в 1625 г. Полного собрания сочинений Л. до сих пор нет. В новейшее время переизданы только "The Defence of Poetry, Music and Plays" (Л., 1857), "Розалинда" в Колльеровской "Shakspeare's Library" (Л. 1843) и драма "The Wounds of civil war" в седьмом томе Dardsley, "Collection of old Plays" (Л., 1874). О Л. см. предисловие Давида Лэна к его изданию "Defence" (Л., 1853); Delius, "Lodge's Rosalinde and Shakspeare's As You like it", в VI т. "Shakspeare's Jahrbuch"; Gosse, в "Seventeenth Century Studios" (Л., 1873); Symonds, в "Predecessors" (Л. J884); Carl, "Ueber Thomas Lodge's Leben und Werke" (Галле, 1887).
H. Стороженко.