(Lacordaire, 1802?1861) -? известный французский проповедник, член французской академии. Сначала был адвокатом, считался вольтерьянцем, но в 1824 г. занялся изучением богословия, принял духовное звание и выступил горячим защитником христианства вообще, в котором находил единственно правильное учение о нормах общественного быта, и в частности католичества, в котором усматривал единственную форму христианства, способную осуществить его идеалы. Согласно с Ламенне, с которым он сблизился, Л. думал, что можно быть искренним католиком и в то же время сторонником политической свободы. В журнале Ламенне: "l'Avenir" он горячо отстаивал независимость церкви от правительства и после июльской революции основал вместе с Монталамбером, без разрешения государства, свободную коллегию; коллегия была закрыта по распоряжению гражданских властей, а в 1832 г. запрещен папой журнал "L'Avenir". Подчинясь решению папы, Л. вступил в состав причта церкви Notre Dame de Paris и с церковной кафедры стал защищать чисто ультрамонтанское учение в области богословия. Чтобы убедить высшее духовенство в своем отказе от прежних идей, Л. написал против Ламенне "Considйrations sur le syst è me philosophique de M. Lamennais" (1834). В 1839 г. он напечатал "M emoire pour le retablissement en France de l'erdre des frères prê cheurs", и вскоре вступил в орден доминиканцев. Написанная им "Vie de Saint-Dominique" (1840) легендарна и чужда всякой критики. В 1841 г. Л. возвратился из Италии в Париж и снова с блестящим успехом проповедывал перед массами слушателей. В 1848 г. он опять сделался журналистом, издавал "Ere nouvelle" и был избран в члены учредительного собрания, но скоро сложил с себя депутатские полномочия. С 1853 г. предался исключительно заботам об основанной им коллегии Sorr è ze. Л. написал еще: "Lettres à un jeune homme sur la vie chretienne" (1858), "Liberte de l'Eglise et de l'Italie", 73 проповеди и много надгробных слов. Сочинения Л. изданы в 1866 г. ? собрание его проповедей, в 1886?88 гг. Оригинальную черту в проповедях Л. составляет постоянное усилие скомбинировать католическую церковную доктрину, в ее ортодоксальном ультрамонтанском виде, с учением о политической свободе и правах народа. Не менее свойственно было ему стремление согласовать веру со свободой научного исследования. В некоторых проповедях, однако, он доходит до полного отрицания науки, разума и просвещения. Язык проповедей Л., полный антитез, романтики и лиризма, его поклонники называли "языком апостола". Он действует больше на воображение и чувство слушателей, чем на их ум. Сам Л. говорит, что желая уврачевать болезни века ? скептицизм и душевную смуту,? он более просит, чем угрожает и принуждает, более щадит, чем бичует; его речь ? наполовину религиозная, наполовину философская, так как он пришел к убеждению в истине христианства главным образом путем размышления.
Н. Б?в.
После смерти Л. изданы его переписка со Свечиной (1862), с граф. Тур де Пен (1864); "Lettres à des jeunes gens" (1864); "Lettres à Th. Foisset" (1886). Ср. Chocarne, "L., sa vie intime et religieuse" (1866), где рассказывается, что Л. вел жизнь аскета и ежедневно истязал себя; Montalembert, "Le Р. L." (1862); De Broglie (речь при вступлении Л. во Франц. акад., 1863); Mourey, "Maladie et Mort de L." (1868); Villard, "Correspondance in e dite de L." (с биографией и критич. очерком, 1870); De Broglie. "Le P ère L." (1889); L. Comte, "Etude homiletique sur la predication contemporaine. Monod et L." (1882); Nicolas, "Etude historique et critique sur le Pè re L." (1886); d'Haussonville, "L." (Париж 1895, в "Grands ecrivains français".