Значение слова ЛАКОРДЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЛАКОРДЕР

(Жан-Баптист-Анри Lacordaire, 1802-61) -— известный франц. проповедник, член французской акд. Сначала был адвокатом, считался вольтерьянцем, но в 1824 г. занялся изучением богословия, принял духовное звание и выступил горячим защитником христианства вообще, в котором находил единственно правильное учение о нормах общественного быта, и в частности католичества, в котором усматривал единственную форму христианства, способную осуществить его идеалы. Согласно с Ламенне, с которым он сблизился, Л. думал, что можно быть искренним католиком и в то же время сторонником политической свободы. В журнале Ламенне: "l'Avenir" он горячо отстаивал независимость церкви от правительства и после июльской революции основал вместе с Монталамбером, без разрешения государства, свободную коллегию; коллегия была закрыта по распоряжению гражданских властей, а в 1832 г. запрещен папой журнал "L'Avenir". Подчинясь решению папы, Л. вступил в состав причта церкви Notre Dame de Paris и с церковной кафедры стал защищать чисто ультрамонтанское учение в области богословия. Чтобы убедить высшее духовенство в своем отказе от прежних идей, Л. написал против Ламенне "Consid?rations sur le syst?me philosophique de M. Lamennais" (1834). В 1839 г. он напечатал "M?moire pour le r?tablissement en France de l'erdre des fr?res pr?cheurs", и вскоре вступил в орден доминиканцев. Написанная им "Vie de Saint-Dominique" (1840) легендарна и чужда всякой критики. В 1841 г. Л. возвратился из Италии в Париж и снова с блестящим успехом проповедывал перед массами слушателей. В 1848 г. он опять сделался журналистом, издавал "Ere nouvelle" и был избран в члены учредительного собрания, но скоро сложил с себя депутатские полномочия. С 1853 г. предался исключительно заботам об основанной им коллегии Sorr?ze. Л. написал еще: "Lettres ? un jeune homme sur la vie chr?tienne" (1858), "Libert? de l'Eglise et de l'Italie", 73 проповеди и много надгробных слов. Сочинения Л. изданы в 1866 г. — собрание его проповедей, в 1886-88 гг. Оригинальную черту в проповедях Л. составляет постоянное усилие скомбинировать католическую церковную доктрину, в ее ортодоксальном ультрамонтанском виде, с учением о политической свободе и правах народа. Не менее свойственно было ему стремление согласовать веру со свободой научного исследования. В некоторых проповедях, однако, он доходит до полного отрицания науки, разума и просвещения. Язык проповедей Л., полный антитез, романтики и лиризма, его поклонники называли "языком апостола". Он действует больше на воображение и чувство слушателей, чем на их ум. Сам Л. говорит, что желая уврачевать болезни века — скептицизм и душевную смуту,— он более просит, чем угрожает и принуждает, более щадит, чем бичует; его речь — наполовину религиозная, наполовину философская, так как он пришел к убеждению в истине христианства главным образом путем размышления.Н. Б — в.После смерти Л. изданы его переписка со Свечиной (1862), с граф. Тур де Пен (1864); "Lettres ? des jeunes gens" (1864); "Lettres ? Th. Foisset" (1886). Ср. Chocarne, "L., sa vie intime et religieuse" (1866), где рассказывается, что Л. вел жизнь аскета и ежедневно истязал себя; Montalembert, "Le Р. L." (1862); De Broglie (речь при вступлении Л. во Франц. акад., 1863); Mourey, "Maladie et Mort de L." (1868); Villard, "Correspondance in?dite de L." (с биографией и критич. очерком, 1870); De Broglie. "Le P?re L." (1889); L. Comte, "Etude homil?tique sur la pr?dication contemporaine. Monod et L." (1882); Nicolas, "Etude historique et critique sur le P?re L." (1886); d'Haussonville, "L." (Париж 1895, в "Grands ?crivains fran?ais".

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.