(1828-1892) ? русский философ. Происходя из духовного звания, он окончил курс в московской духовной академии и там же занимал кафедру истории философии; преподавал логику и историю философии покойному Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. В целом ряде статей он касался вопросов, которые были предметом особенного внимания у нас в период шестидесятых годов (о позитивизме и материализме, о прогрессе, о дарвинизме и т. п.). Ему удалось также изложить значительную часть своей философской системы, особенно философию религии и теорию познания. Сочинения К. изданы братством пр. Сергия (Сергиев посад, 1892-1894). О К. см. статьи Алексея Введенского, предпосланные первому тому сочинений К. и вышедшие затем отдельной брошюрой: "О характере, составе (сжатое изложение) и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова" (Сергиев пос., 1893). Подробные биографические сведения дает сослуживец К., проф. И . Н . Корсунский в том же первом томе. Более обстоятельные библиографические указания можно найти у Я . Колубовского, в "Вопр. философии и психол.", 1890, кн. 4, и в "Философском ежегоднике" за 1893 г., под словами Алексей Введенский и Кудрявцев. Философия для К. есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и проявлении в бытии феноменальном. Она должна вложить душу и жизнь в изучение фактов и озарить их идеальным светом. Для философии требуется метод общенаучный, представляющий соединение синтеза и анализа. Все, не исключая и скептиков, признают существующими мир духовный, мир физический и абсолютно-совершенное существо, совмещающее в себе полноту бытия и знания. Если свести эти коренные истины к единству, к истине первоначальной и основной, то такой истиной следует признать бытие существа абсолютного. Идея всесовершенного существа напечатлена в нас самим объектом этой идеи. Духовная и материальная стороны бытия так тесно связаны, что невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два противоположные начала. До сих пор объединяющего начала искали в самом же мировом бытии, в какой-либо из сторон его ? духовной (идеализм) или материальной (материализм), причем всегда приходилось жертвовать одной стороной бытия в пользу другой. Остается предположить такое объединяющее начало вне мира. Таким образом, вместо монизма субстанциального, лежащего в основе материализма и идеализма, получится монизм трансцендентальный, в котором объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, и дуализм материи и духа получает подчиненное значение. Наше знание не есть субъективный продукт нашего творчества, но выражение в нашем духе самой природы, ее различных свойств и сторон. Поэтому должно быть царство идей, сосредоточиваемых, как в своем центре и источнике, в существе совершенном. Для восприятия воздействия со стороны этого идеального мира требуется особый орган. Хотя для объяснения состава и генезиса как самого вещества, так и различных органических существ, следует признать систему относительно-самостоятельных образовательных сил, эти силы должны быть сведены к управляющей ими высшей, божественной силе. Таким образом, в системе К. идея Бога служит ключом при решении как гносеологических, так и космологических вопросов. В своих сочинениях, как и в академическом преподавании К. отличался рассудочной ясностью мысли и свободой от взглядов исключительных и односторонних. Для оправдания теистического мировоззрения он довольствовался критикой известных философских учений, не подвергая основные данные человеческого сознания новому, самостоятельному пересмотру.
Я . Колубовский.