Значение КОНИ, ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КОНИ, ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

? известный водевилист, отец А. Ф. и Е. Ф. Кони (см.). Род. в 1809 г. в Москве, где отец его был хозяином единственного оптического магазина. Из пансиона Чермака К. в 1827 г. поступил на философский факультет московского университета, но скоро перешел на медицинский, который окончил в 1833 г. Тем не менее, он посвятил себя педагогии, был учителем истории в корпусах ? первом московском и втором спб., а затем старшим наставником-наблюдателем в дворянском полку. В 1849 г. вышел в отставку и отдался исключительно литературе вплоть до 1877 г., когда был приглашен в канцелярию комиссии для исследования железнодорожного дела в России. К. стал печатать стихи и переводы очень рано, но впервые был замечен публикой и критикой в 1833 г., когда появился его водевиль: "Жених по доверенности". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: "В тихом омуте черти водятся" (М., 1834), "Иван Савельич" (М., 1835), "Женишок-горбунок" (М., 1835), "Покойник-муж и вдова его" (М., 1835), "Женская натура" ("Репертуар", 1839, ¦ 3), "Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета" (М., 1834, изд. 2, СПб., 1840), "Деловой человек ("Пантеон", 1840), "Петербургские квартиры" (ib., 1840, IV), "Всякий черт ? Иван Иванович" (ib., 1851, III), "Беда от сердца и горе от ума" (ib., 1852, II), "Чему посмеешься ? тому поработаешь" (СПб., 1871). В сборнике "Театр Ф. А. Кони" (СПб., 1870?71) появились еще пьесы: "Архип Осипов или русская крепость", "Титулярные советники в домашнем быту", "Кавказская свадьба" и "Царская милость". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных К. пьес. Всего им переведено и переделано около 20 пьес, в том числе "Клавиго", Гете (М., 1836). Приняв, начиная с 1840 г., деятельное участие в "Пантеоне", К. с 1846 г. взял на себя его редактирование и сумел создать орган, живо отражавший общественно-артистическую жизнь России и Европы. Помимо помещавшихся им пьес и рецензий (часто под псевдонимами Ф . Анатолин, Инок и др.), К. напечатал здесь ряд своих статей по истории театра: "Воспоминания о театре Медокса" (1840, т. I), "Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 г." (ib.) и др. Из статей К. особенно выдается: "Русский театр, его судьбы и его историки" ("Русская Сцена", 1864, ¦¦ 2, 3, 6, и 8). К. написал еще: "Книжка-малютка для милых малолеток" (СПб., 1837); "История Фридриха Великого" (СПб., 1844, изд. 2-е, СПб., 1863); "Живописный мир или взгляд на природу, науку, искусство и человека" (Гельсингфорс, 1840) и перевел: "Современные повести модных писателей" (Москва, 1838) и "Историю консульства и империи во Франции", Тьера (СПб., 1849). За "Историю Фридриха" он получил в 1846 г. звание доктора философии йенского университета. Пьесы К. отличаются наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Некоторые произведения К. ("Студент, артист, хорист и аферист", "Беда от сердца", "Не влюбляйся без памяти") до сих пор остаются репертуарными. К. писал много стихотворений; из них романс "Гондольер" получил громкую известность и до сих пор распевается. К. + в 1879 г.

В. К.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.