? поэты греческого эпического цикла (? ??????), в древнейшее время отожествлялись с Гомером, который считался творцом всех их произведений. В настоящее время под этим названием понимают ряд подражателей "Илиаде" и "Одиссее", составивших (большей частью, в VIII-VII вв. до Р. Х.), по образцу гомеровских, множество поэм, описывавших подвиги богов и героев. Название ?????? прилагалось к этим поэмам ввиду того, что ими охватывался весь круг греческих мифологических сказаний. Поэмы К. не дошли до нас, но содержание их известно из сохраненной Фотием хрестоматии Прокла. Первые поэмы К., "Теогония" и "Титаномахия", рассказывают о женитьбе Урана (неба) на Гее (земле), о рождении 3 сторуких гигантов и 3 циклопов, с которыми богам пришлось вступить в борьбу, о воцарении Зевса и других событиях, знакомых нам по "Теогонии" Гесиода (см.). Три поэмы излагали фиванские сказания: "Эдиподия", "Фиваида" и "Эпигоны". "Фиваиду" Павсаний ставит очень высоко, наряду с "Илиадой" и "Одиссеей". О событиях, предшествовавших описываемым в "Илиаде", рассказывала кипрская поэма " ??????". Здесь рассказывалось о решении Париса, похищении Елены, собрании греческих вождей в Авлиде, о буре, погубившей первые высланные корабли, и т. д. "Эфиопида" прямо примыкала к последнему стиху "Илиады" и повествовала о столкновении Ахилла с амазонкой Пентесилеей, об убийстве Терсита Ахиллом, о гибели самого Ахилла. Автором этой поэмы считался Арктин, сын Телеса. Ему же приписывается и поэма о "Разрушении Илиона", излагавшая известную из Вергилиевой "Энеиды" историю деревянного коня, Лаокоона и Синона, взятия и разграбления Трои и проч. Ей предшествовала в эпическом цикле "Малая Илиада" Лесха, излагавшая ссору Аякса с Одиссеем из-за оружия Ахилла, смерть Париса от стрелы Филоктета, появление свежих сил на стороне ахейцев и троянцев и т. д., до принятия в городе деревянного коня. По указанию Аристотеля, "Малая Илиада" дала сюжет не менее 8 трагедий, "Илиада" Гомера только одной или двум. Поэма о "Возвращениях" рассказывала о судьбах вернувшихся с похода ахейцев. Позднейшая и самая слабая из К. поэм ? " Телегония" Евгаммона киренского, говорившая о смерти Одиссея, о женитьбе Телемаха на Цирцее. По небольшому количеству отрывков трудно оценить художественное достоинство произведений К. Некоторые из них, по-видимому, отличались наглядностью и живописью описаний; но большинство стремилось лишь к нагромождению фактов, мало заботясь о сосредоточении рассказа вокруг одного действия. Близость расцвета греческой лирики сказалась у К. в предпочтении эротических мотивов и мечтательности. Уменьшение интереса к эпосу, появление лирики и прозаических произведений были причиной тому, что никто из К. не достиг популярности гомеровских поэм. В позднейшую эпоху Греции, еще более ? в Римской империи поэмы К. стали служить для школьного изучения; их пересказывали, компилировали, составляли по ним таблицы рисунков для наглядного обучения и т. п. Такова Илионская доска (см.), мрамор Борджиа (в неаполитанском музее; см. Jahn, "Griechische Bildwerke", табл. VI) и др. Еще ранее богатым материалом К. стали пользоваться поэты, особенно трагики, и художники, преимущественно скульпторы. В Гьельбаши, в Ликии, найден целый цикл рельефных изображений событий фиванской и троянской войн, а также мифов о Персее и Тезее; см. об этом Веnndorf-Niemann, "Das Heroon von Gj o lbaschi-Trysa" (Вена, 18 89).
Вообще о К. см. С. M. M u ller, "De cyclo Graecorum epico" (Лейпциг, 1829); Welcker, "Der epische Cyclus oder die Homerischen Dichter" (новое изд., 1865?82); О. Jahn, "Griechische Bilderchroniken" (Бонн, 1873); С. Robert, "Bild und Lied" ("Philol. Untersuchungen", 5-й вып.); Wilamowitz-Moellendorff, "Homerische Untersuchungen" (там же, вып. 7); Luckenbach, "Das Verh a ltniss der griech. Vasenbilder zu den Gedichten des epischen Kyklos" ("Jahrb. f. Philol.", Suppl. XI). Отрывки К. издал Кинкель (Лейпциг, 18 77).
A. M. Л.