(церк. муз.) ? старое и новое. Эпоха старого И. ? от XI до XIV в. Пение одноголосное; нотация состояла из безлинейных знаков, называвшихся знаменами, а позднее крюками. Музык. знаки не вполне точно определяли высоту и длительность нот. Нотная запись служила скорее средством для напоминания певцу уже знакомой ему мелодии, знание которой приобреталось более понаслышке. Текст был славянский, а иногда греческий. В славянском полугласные буквы пелись как слоги, что видно из нотных знаков, поставленных над ними. За этой эпохой следует эпоха раздельноречия (см.), а за ней эпоха нового И., в XVII в. При царе Алексее Михайловиче особое собрание дидаскалов работало над искоренением искажений, вкравшихся в церковное пение и текст в эпоху раздельноречия, в которой полугласные заменялись гласными. По сличении нотных книг с памятниками ХIII в. и даже XII в., первые были исправлены и пользование ими было утверждено собором в 1667 г. В эту эпоху пользовались уже линейной нотной системой.
Н. С.