? основной догмат христианской религии. Нарушив первоначальный завет свой с Богом через грех прародителей, ? учит христианство, ? человек тем бесконечно оскорбил беспредельно-великого своего Создателя и подвергся вечному проклятию, заразил все существо свое грехом и извратил всю свою природу ? разум и волю. Чтобы избавить его от этих зол и восстановить союз его с Богом, необходимо было удовлетворить правосудие Божие, ? которое, как и всякое другое свойство Божие, не могло остаться без свойственного ему действия, ? уничтожить затем грех в существе человека и вообще истребить гибельные последствия, произведенные грехом в природе человека и во всем мире. Для этого нужна была столь же великая умилостивительная жертва, сколь велико было оскорбление, нанесенное человеком не кому иному, как самому Богу. Такой вполне довлеющей жертвы не мог принести сам человек: что бы он ни сделал с этой целью, все было бы несоразмерно греху оскорбления величия Божия. Средство для удовлетворения правды Божией изыскал и дал сам Бог, правосудный, но в то же время и милостивый. В предвечном совете Божием определено было, чтобы второе лицо св. Троицы, Сын Божий, соделался человеком и, приняв на себя все грехи человеческие, претерпел за людей все, что требовалось правосудием Божественным. Хотя дело И. рода человеческого вторым лицом св. Троицы было предопределено, согласно Божественному предвидению, еще прежде сложения миpa, однако исполнено оно не вслед за грехопадением первых людей. Необходимо было, чтобы люди в продолжение веков опытно узнали и сильнее восчувствовали свое нравственное бессилие и сами возжелали Божественной помощи, так как "Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нас не может", по выражению блаженного Августина. Затем нужно было приготовить людей к достойному принятию Искупителя и сделать способными к свободному усвоению его учения, что и было совершено через ветхозаветное откровение. В определенное время явившись в мир через воплощение и сделавшись совершенным человеком, И. Христос, будучи совершенно безгрешен и невинен, потерпел за наши грехи страдания и смерть. Жертва Искупителя ? жертва всеобъемлющая, искупительная сила которой простирается на весь мир, на все грехи, всех людей, всех времен, под условием усвоения ее верой и жизнью по вере. Затем, хотя Он страдал один за весь род человеческий, но так как Он лицо Божеское, с которым не могут сравниться не только люди, но и весь мир в своей совокупности, то его страдания и смерть составляют жертву не только вполне удовлетворяющую Божию правосудию, но и преизбыточествующую. Своей крестной смертью И. Христос ознаменовал новый завет, которым воссоединил человека с Богом, даровал ему средства быть святым и достойным блаженного бытия в жизни будущей. См. "Догматическое Богословие" митроп. Макария (изд. 1883 г., т. II); "Православное обозрение", статьи: Гизо ? "Искупление" (1864, ¦ 12), Сергиевский ? "Искупление человека" (там же, 1871, ¦ 12), M. M. Воздвиженский ? "Искупление как откровение благости и правосудия" (т. же, 1885, ¦ 1; 1886, ¦ 1).
Н. Б.