? святой отец церкви II в., малоазиатский грек (род. около 130 г.); около 160 г. послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с 177 г. был епископом Лионским. Скончался мученически во время гонения Септимия Севера, около 202 г. Сочинения И. имеют большое значение и особенный авторитет в истории христианских догматов по своей древности и особенно по причине близости его к Поликарпу, непосредственному ученику апостолов. Из них известны: "Послание к Флорину о единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла"; "Об осмерице" ? о первых восьми эонах, которых еретик Валентин признавал источником всего сущего; "Послание к папе Виктору", по поводу ереси валентиниан; "Послание к нему же о времени празднования Пасхи"; "Против еллинов"; "О познании"; "Изложение проповеди апостольской" (т. е. главных пунктов христианской веры); "Книга разных рассуждений". Все эти сочинения не сохранились в целом виде и известны лишь по упоминаниям у древнейших историков и по отрывкам, найденным в разное время; некоторые из них изданы Питрой в его "Analecta sacra, spicilegio solismensi parata". В полном составе, хотя и не в греческом подлиннике, а в древнем, известном еще Тертуллиану, латинском переводе сохранилось главное, особенно важное для истории развития христианской мысли сочинение И. "Пять книг против ересей". Оно было издано в первый раз Эразмом Роттердамским, в 1526 г. Лучшие позднейшие издания с дополнениями, поправками и учеными примечаниями: Массюэта (в Венеции, 1712 г.), перепечатанное Минем в "Patrologia cursus completus ser. graeca" (т. VII, 1857 г.), Штирена (Лпц., 1853 г.) и лондонское ? Гарвея (1857), в котором к прежнему тексту присоединены отрывки, находящиеся в найденных в 1852 г. "Философуменах" Ипполита. Литература о И. подробно указана и ересеологическое значение "книг против ересей" обследовано в сочинении А. М. Иванцова-Платонова "Ереси трех первых веков христианства" (М., 1877), а также в предисловии к русскому переводу сочинений И., изданному П. А. Преображенским (М., 1871 г.). Лучшие из сочинений об И., кроме предисловия в издании Массюэта: Stieren, "De Irenaei adversus haereses operis fontibus, indole, doctrina et dogmate" (Геттинг., 1836); Duncker, "Des heil. Irinaeus Christologie" (Геттинг., 1843); Lipsius, "Irinaeus und seine Zeit" (1873). Общий очерк его богословских воззрений в "Real-Encyclopaedie" Герцога (т. VII) и в "Православном собеседнике" (1874).
Н. Б.