Значение ИГНАТИЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ИГНАТИЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

(диакон) ? древнерусский путешественник в Св. Землю, по-видимому, родом из Смоленской области, о которой неоднократно упоминается в его сочинении; в 1389 г. он, вместе с епископом смоленским Михаилом и митрополит. Пименом, выехал в Константинополь, где пробыл до 1393 г. Затем посетил Иерусалим между 1393-1395 гг., а с 1396 г. поселился на Афоне, где, вероятно, и скончался в 1405 г. Ему принадлежит описание путешествия, которое дошло лишь в отрывках. Известны его сочинения: "Путь от Москвы до Царьграда"; "Описание Царьграда"; "Повесть об Амурате и о битве на Косовом поле"; "Распря византийского императора Иоанна IV Колояна с Мануилом II"; "Венчание на царство Мануила II"; "Хождение в Иерусалим", "Описание Солуня и Св. Горы (Афона)" и "Краткий летописец", приписываемый ему митроп. Евгением. Слог И. ? краток, лаконичен, но вместе с тем ? точен. Его сочинения представляют собой ценный исторический источник. Важнейшие из них ? "Описание венчания", "Хождение в Иерусалим" и "Сказание о ц. Амурате и о битве его с сербским последним независимым князем ? Лазарем". Об этой битве И. сообщает более достоверные сведения, чем какой-либо иной современный историк (см. исслед. архим. Иллариона Руварца: "О кнезу Лазару"). Сочинение диакона И. о Иерусалиме издано по Софийскому списку XVI в. палестинским обществом, с комментарием С. В. Арсеньева. Остальные изд. в "Сказаниях русск. народа" И. Сахарова (т. II); они вошли в состав Никоновского списка летописи, затем в "Рус. Временник" и в "Историю" Татищева. Пересказ (краткий) хождения диакона И. в св. Землю см. у Ф. Грекова (Палеолога) в I вып. "Русских паломников".

В. П.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.