? знаменитый древнегреческий живописец, процветавший в 420-380 гг. до Р. Х. Он род. в Гераклее (в Ю. Италии?), был ученик Аполлодора; последнее, самое славное время своей жизни провел в Эфесе и положил основание тамошней школе живописи, произведения которой отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью. Своими трудами он составил себе огромное состояние и громкую известность, развившую в нем непомерную гордость; дошло до того, что он не хотел работать за деньги, а дарил свои картины царям и городам, говоря, что его произведения превосходят всякую цену; вел очень роскошную жизнь и показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и пурпуре, расшитом его шифрами. Писал фигуры в размере несколько большем против натуры; главное его достоинство заключалось в колорите, рисунок же у него был небезукоризнен. Соперничая с Парразием в реализме, однажды он написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его. Но лучше всего передавал он красоту молодого, здорового женского тела. Особенно славилась его "Елена", написанная для кротонцев, которые с большими издержками пригласили к себе великого мастера нарочно для исполнения этой картины, приняли его со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, дабы из них он выбрал себе подходящих натурщиц. Из их числа художник избрал пятерых, и таким образом, списывая то с той, то с другой, создал столь идеальный образ женщины, что взглянуть на него будто бы было неземным наслаждением. В другой картине З., "Семье кентавров", по свидетельству древних писателей, грация соединялась с живою характерностью. Из прочих его картин пользовались большою славою "Пенелопа", "Зевс, окруженный сонмом богов", "Связанный сатир Марсий", "Геркулес-дитя" и "Эрот, увенчанный розами". По утрате Грециею независимости лучшие произведения З. попали в Рим; отсюда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где погибли все до единого при неоднократно случавшихся пожарах.
А. С-в.