? Как известно, ткани из животных волокон (шерсти и шелка) обладают резко выраженною способностью поглощать пигмент из его водных или спиртовых растворов и таким образом окрашиваться. Хлопчатобумажные ткани по отношению к большинству пигментов этой способности не имеют, и для прочного их окрашивания необходимо пропитать их, или, если имеется в виду узорчатая их расцветка, то напечатать по контурам цветного узора протраву, посредствующее вещество, прочно закрепляющееся на волокне и соединяющееся с пигментом, образуя цветной лак. Протравы на ткань наносятся в растворе, и для того, чтобы при окрашивании они не сходили с ткани, их необходимо закрепить, перевести в нерастворимое состояние. Если для протравы употребляются соли летучих кислот, напр. уксуснокислый глинозем, уксуснокислое железо, уксуснокислый хром и т. п., то закрепление протравы может быть достигнуто нагреванием ткани во влажном помещении, при чем происходит диссоциация этих солей с выделением уксусной кислоты и осаждением в поры волокна нерастворимого гидрата. Этот прием закрепления протравы называется вызреванием и производится большею частью в приспособленных к тому помещениях, так назыв. зрельнях (см.). Если для протравы употребляются соли нелетучих кислот, напр. серной, винно-каменной и т. п., то для закрепления протравы в порах волокна пропитанную ею ткань пропускают через раствор закрепителя, каковым служат или слабые щелочи, или щелочные соли, как силикаты, фосфорно-натровая соль и т. п. При нанесении, например, на ткань основного растворимого сернокислого глинозема после закрепления в порах ее оседает основной нерастворимый сернокислый глинозем, обладающий способностью, подобно гидрату глинозема, прочно соединяться с пигментами. По закреплении протравы выкрашивание производится в так называемых красильных барках, представляющих деревянные, железные или медные ящики, в которые заливается раствор красильного материала и в которых непрерывно передвигаются окрашиваемые ткани. Приготовление З. ситцев представляет комбинацию ситцепечатания (узорчатой расцветки) и гладкого окрашивания (в какой-нибудь один цвет всей ткани). При производстве З. ситцев на ткань печатается узор краской, в которую входят только протрава в смеси с загусткой; дальнейшая же обработка ткани для закрепления протравы, и самое окрашивание ведется совершенно так же, как и при гладком крашении. В настоящее время этот прием работы на многих фабриках совершенно оставлен, на других же практикуется, по сравнению с недавним прошлым, все реже и реже. Зависит это главным образом от того, что этот способ приготовления ситцев обходится значительно дороже запарного, а часто дает и худшие оттенки цвета. В сравнительно еще недавнее время при приготовлении ситцев по З. способу расходовались в больших количествах различные растительные экстракты; теперь же для этой цели они совершенно не употребляются, и если этот способ работы и сохранился, то только для приготовления ализариновых ситцев с красной, черной, фиолетовой и пюсовой (коричневой) расцветкой.
Ход приготовления ализариновых З. ситцев слагается из следующих операций. На совершенно отбеленную ткань печатается узор одной или несколькими красками, в состав которых входят, как уже сказано, только протрава и загустка. Для улучшения оттенка цвета З. красок ткань часто предварительно пропитывается 10 % раствором ализаринового масла. Красная ализариновая запарная содержит, например, кроме крахмальной загустки, раствор уксуснокислого глинозема в 6 %, оловянную соль, свободную уксусную кислоту, деревянное масло, прибавляемое в краску, чтобы придать ей большую подвижность, и фуксин, служащий подцветкой. В состав З. фиолетовой краски входит загустка, уксуснокислое железо или травка и деревянное масло. Коричневая краска (пюс) составляется смешением загустки со смесью уксуснокислого глинозема и уксуснокислого железа. После печати ткань с напечатанными на ней красками подвергается вызреванию в зрельнях (см. Зрельня), что обыкновенно требует 24-30 часов времени. По вызревании ткань для возможно более совершенного закрепления протравы на волокне пропускается через барку с раствором закрепителя, каковым служат большею частью пассир (см. Пассир), мел, силикат и арсениат или мышьяковисто-калиевая соль. Пассирная барка состоит из нескольких отделений, в которые заливается раствор пассира различной концентрации; t¦ раствора держится в пределах 60¦ ? 70¦ Ц. Химическое воздействие закрепителя состоит в удалении всех растворимых составных частей протравы и осаждении в порах волокна нерастворимого гидрата. После закрепления протравы следует тщательная промывка водой и затем окрашивание. Последнее ведется в красильных барках, в верхней части которых укрепляется приводимый в движение от привода направляющий шестиугольный барабан, на который и завешивается сшитая по нескольку кусков в бесконечное полотно окрашиваемая ткань. Окрашивание ведется в смеси ализарина и отрубей; обыкновенно в зависимости от величины узора берут на 30 штук, длиною каждая в 60 арш., от 10 до 18 фн. 20 % ализарина. Ввиду того, что как бы тщательно ни происходило закрепление протравы, тем не менее на ткани большею частью все же остается некоторое количество растворимых веществ, при окрашивании часто закрашивается и так называемое "белое поле", т. е. те места узора, которые должны остаться белыми. Ввиду этого после окрашивания и промывки нередко приходится прибегать к очистке белых мест узора, для чего окрашенная ткань после промывки водой и мылом пропускается через слабый раствор белильной извести. По проходе через хлорный аппарат ткань тщательно промывается и высушивается.
А. П. Лидов. ? .