(Степан Петрович, 1787-1860) ? автор записок, тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни состоял председателем Театрально-литературного комитета в СПб. Несмотря на все желание сделаться писателем, Ж. это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но дававшиеся на сцене, крайне слабы. Он добился, однако, того, что в литературных кружках начала столетия считался своим человеком. Так, в 1809 г. он участвовала вместе с Шаховским, Гнедичем, Лобановым и Полозовым в перев. "Заиры" Вольтера, посещал бдения пресловутой "Беседы", впоследствии сделался членом "Арзамаса" под прозвищем Громобоя. Посмертный труд его весьма интересен и обнаруживает в авторе значительные таланты; это - "Записки современника", распадающиеся на две части, "Дневник студента" (1805-7) и "Дневник чиновника" (1807-17). Они читаются с большим интересом. Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пестрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат весьма зоркой наблюдательности автора. Помимо того, здесь ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов ? и доживавших последние дни екатерининских ветеранов, и людей новой эпохи, во всех сферах общества. Ж. особенно дорог театралам; в противоположность сухой номенклатуре Арапова записки Ж. ярко изображают жизнь сцены и кулис очень интересной театральной эпохи. Сам автор как-то примирил в себе все направления, хотя, по-видимому, "арзамасец" был в душе скорее приверженцем "Беседы". "Записки современника", разбросанные по разным изданиям, вышли отдельно (М., 1890); "Воспоминания старого театрала" напечатаны в "Отеч. зап." (1854, т. XCV I). Значительная часть записок Ж. остается в рукописи, но где ? неизвестно. См. "Ж. и его записки" ("Истор. вестник", 1893, ¦ 6).
М. М.