(евр. Эзра, лат. Esra) ? библейское имя двух лиц священнического сана, из которых особенно известен Е. сын Сераии, правнук первосвященника Хелькии (см. Евреи). Он получил от персидского царя Артаксеркса Лонгимана (458 г. до Р. Х.) полномочие вывести из Вавилона в Палестину тех иудеев, которым не удалось возвратиться на родину с первой партией переселенцев (к числу которых принадлежал его соименник Е.). По прибытии в Иерусалим Е. нашел там положение дел весьма неудовлетворительное. Многие из иудеев поженились на язычницах, и дети их воспитывались в полуязычестве. Пользуясь большими полномочиями, предоставленными ему персидским правительством, Е. начал целый ряд реформ, имевших целью нравственное возрождение народа. Особенное внимание было обращено на обучение народа закону Божию, на чтение священных книг. При этом оказалось, что во время своего пребывания в плену народ забыл древний еврейский язык. Понадобился перевод Моисеевых книг на народный сиро-халдейский или арамейский язык, что и делали книжные левиты, сопровождавшие чтение закона переводами и толкованиями. Здесь именно и зародилось зерно так называемых таргумимов и мидрашей (переложений и толкований), а также класса соферимов (книжников), см. статьи Евреи и Еврейская литература. Ездре приписывается учреждение и так называемой "великой синагоги", ведавшей религиозно-нравственные нужды народа, хотя есть основание думать, что происхождение ее относится к более позднему времени. О последних днях жизни Е. ничего не известно. История его жизни и деятельности излагается в особых книгах, носящих его имя (три книги Е.). Из них канонической считается только первая; вторая существует только на греческом, третья ? только на латинском языке, с которых они переведены и в русской Библии. Третья книга носит явные черты позднейшего происхождения и явилась не ранее I в. нашей эры. Е. считается также автором двух книг Паралипоменон, некоторые главы которых близко воспроизводятся во 2-й книге Е. С его же именем связан известный спор о происхождения канона св. книг, так как некоторые критики рационалистической школы приписывают Е. не только собрание св. книг в один канон, но и самое составление или по крайней мере переработку многих из них. См. Библия и Канон.
А. Л.