Значение слова ДОББЕРТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ДОББЕРТ

(Эдуард Яковлевич) ? писатель по части истории изящных искусств. Род. в СПб. в 1839 г. Изучал историю, между прочим, в Дерптском университете. В 1861?1869 гг. занимался в СПб. преподаванием истории и соприкасающихся с ней предметов преимущественно в частных гимназиях. В 1866 г. издавал журнал: "St.-Petersburger Wochenschrift", имевший целью знакомить немецкую публику с современной и былой культурой России. Близко ознакомившись с коллекциями Имп. акад. художеств, он совершил, летом 1869 г., поездку в Новгород, Москву, Киев и Одессу, с целью изучения сохранившихся там памятников византийского и древнерусского искусства, а затем поселился в Мюнхене, где занимался в художественных музеях и в Публичной библиотеке, а также слушал лекции профессоров Брунна и Месмера. Следовавшее после того девятимесячное пребывание свое в СПб. он употребил, главным образом, на изучение византийского и русского искусства в Древнехристианском музее Академии художеств, в других ее собраниях и в рукописном отделении Императорской публичной библиотеки. Совершив в 1871?72 гг. путешествие с научной целью по Италии, был допущен к чтению лекций в Мюнхенском университете в качестве приват-доцента, но весной 1873 г. получил из Берлина приглашение на кафедры истории искусства в местных Академии художеств и Высшей технической школе, которые занимает и поныне, пользуясь летними вакациями для научных экскурсий в разные страны ? Италию, Францию, Россию и те или другие края Германии. Во втором из вышеупомянутых учреждений был ректором в течение 1885-86 учебн. года. Состоит членом совета Берлинской академии художеств, членом Императорского немецкого археологического института, почетным вольным членом СПБ. акад. худ. (с 1878 г.) и членом Московского археологического общества (с 1880 г.). Главные научно-литературные труды Д.: "Die Darstellung des Abendmahls durch die byzantinische Kunst" (в "Jahrbuch. fur Kunstwissensch." А. Цана, IV т., 1871); "Das Abendmahl Christi in der bildenden Kunst bis gegen den Schluss des XIV Jahrh." (в "Repertorium f. Kunstwissensch." Г. Яничека, XIII т., 1890 и послед.); "Ueber den Styl Niccolo Pisano's und dessen Ursprung" (Мюнхен, 1873); часть 7-го т. во 2-м изд. "Истории образных искусств" Шнаазе, охватывающая собой средневековую эпоху Италии и крайние области западного искусства; монография о семействе Пизано, Джотто, Сьенской живописной школе, Андреа Орканья и Беато-Анджелико в издании Р. Доме: "Kunst u. Kunstler d. Mittelalters u. d. Neuzeit" (II Abth., 1 Bd.; Лпц., 1878) и "Der Triumph des Todes im Campo Santo zu Pisa" (в "Reper torium f. Kunstwiss., IV т., 1881). Из прочих сочинений Д. следует указать на ряд статей, посвященных русским художникам и способствовавших распространению в Германии правильных понятий о прошедшем и нынешнем состоянии искусства в нашем отечестве, между прочим, на статьи во "Всеобщем словаре художников", выходившем в свет под редакцией Ю. Мейера, и на биографии К. П. Брюллова (в "Nordische Presse", 1 871) и А А. Иванова (в "National-Zeitung", 1881).

А. С?в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.