(Rauch, 1777?1857) ? знаменитый немецкий скульптор. Учился сперва у вальдекского скульптора Валентина, а потом у Рюля в Касселе. Явившись 20-ти лет в Берлин, поступил в камердинеры к прусскому королю Фридриху-Вильгельму II и после его смерти остался в этой должности при Фридрихе-Вильгельме III, который, равно как и его супруга, королева Луиза, не только не препятствовал художественным занятиям молодого скульптора, но и всячески поощрял его совершенствоваться. В 1802 г. Р.доставил на Берлинскую академическую выставку фигуру спящего Эндимиона, а в 1803 г. вылепил бюст королевы Луизы. Для воспрозведения последнего из мрамора он был отправлен в Рим, где нашел радушный прием у прусского посланника Вильг. фон-Гумбольдта, и в его доме, составлявшем сборный пункт римской интеллигенции, сблизился со многими выдающимися художниками, в том числе с Торвальдсеном и Кановой. К первым работам Р. в Риме, сверх бюста королевы Луизы, принадлежат рельефы "Ипполит и Федра", "Венера и Марс, раненные Диомедом", статуя 11-летней дочери В. фон-Гумбольдта, колоссальный бюст короля прусск. и бюсты в натуральную величину гр. Венгерского, поэта З. Вернера и живописца Р. Менгса (исполненный для наследного принца баварского Людвига). В 1841 г. Р. был вызван обратно в Берлин для участия в конкурсе на надгробный памятник только что умершей королевы Луизы. Представленный им эскиз этого памятника был признан наилучшим из всех прочих проектов, и в 1812 г. Р. вторично отправился в Италию, дабы заняться исполнением самого памятника из мрамора. Проведя два года над этой работой в Риме и Карраре, он возвратился в Берлин ко времени установки памятника на место, в 1814 г. Памятник этот, красующийся в нарочно выстроенном для него дорическом мавзолее в Шарлоттенбурге и представляющий красавицу-королеву покоящуюся безмятежным сном, отличается высоким изяществом и вместе с тем естественностью и непринужденностью позы, выразительностью милого лица, вкусной укладкой драпировок и мастерским резцом. Он распространил известность Р., упрочил за ним славу, как одного из первоклассных скульпторов новейшего времени. Повторение памятника, своими достоинствами, быть может, превосходящее шарлоттенбургский оригинал, находится в античном храме в Потсдаме (см. табл. VII при статье "Ваяние"); повторение одной головы королевы ? в Имп. Эрмитаже в СПб. В 1815?22 гг. Р. произвел по заказу короля мраморные статуи генералов Шарнгорста и Бюлова, стоящие по сторонам центральной гауптвахты в Берлине; они были начаты в Карраре, где Р. исполнил также статую имп. Александра I для гр. Остермана-Толстого. Вообще до 1824 г. им исполнено, кроме статуй, около 70 портретных бюстов, в том числе бюсты кн. Гарденберга, имп. Александра I, вел. кн. Николая Павловича, его супруги, генерал-фельдмаршала Йорка фон Вартенбурга, Гете, Ф.-А. Вольфа и др. В 1826 г. он вылепил модель коллосальной бронзовой фигуры Блюхера для его монумента в Бреславле. Приблизительно в то же время была заказана Р. прусским королем другая статуя Блюхера, вылитая также из бронзы и поставленная в Берлине между королевским дворцом и оперным театром ? произведение, замечательное по силе экспрессии и по красивой, непринужденной позе фигуры. После того Р. участвовал в изготовлении 12 железных статуй, украшающих собою национальный памятник на Крейцберге, близ Берлина, и сделал модель памятника Франке для Галле, причем, как в других изображениях генералов, очень удачно справился с неживописностью современного костюма. То же можно сказать и относительно статуи Гете, исполненной им для Гамбурга, и о его статуэтке этого поэта. В 1829 г. вылеплена Р. сидящая фигура баварского короля Максимилиана, отлитая из бронзы Штигльмайером для монумента, воздвигнутого этому государю в Мюнхене в 1835 г. Из следовавших за тем работ Р. важнейшими должно признать шесть колоссальных мраморных викторий для Валгаллы (1833), две бронзовые виктории, красующиеся на пьедесталах перед одним из павильонов Шарлоттенбургского парка (1837?40), памятник А. Дюрера, вылитый из бронзы Бургшмитом и воздвигнутый в Нюрнберге (1838), бронзовые статуи польских королей Мечислава и Болеслава Храброго, исполненные по заказу гр. Э. Рачинского для Познанского собора, небольшая, но прелестная фигура молодой женщины (легендарной Jungfrau Lorenz von Tangerm u nde), сидящей на олене, надгробный памятник ганноверской королевы (представляющий ее лежащей в позе, похожей на ту, какая дана ее сестре, королеве Луизе, в шарлоттенбургском монументе; 1847), надгробный памятник короля Фридриха-Вильгельма III (1849), статуи генералов Иорка и Гнейзенау, поставленные в Берлине, по сторонам статуи Блюхера (1 8 55), памятник Канта в Кенигсберге, мраморные статуи Веры, Надежды и Любви, принесенные художником в дар его родному городу Арольсену, бюсты Торвальдсена (для музея этого художника в Копенгагене), Гуфеланда, Шлейермахера и др. Но самым значительным созданием Р., выказавшим во всей полноте его вдумчивую изобретательность, редкое понимание условий монументального искусства и уменье соединять верность натуре с величественностью, остается исполненный в 1840?51 гг. монумент Фридриху Великому, составляющий главное скульптурное украшение Берлина (см. табл. VII при статье "Ваяние"). В истории немецкого искусства Р. принадлежит одно из самых видных мест не только как автору этого монумента и многих других замечательных произведений, но и как основателю берлинской школы скульпторов, доныне следующих по указанному им пути. Число его непосредственных учеников простирается до 200; наиболее выдающиеся между ними ? Драке, Блезер, Ритшель, Штейнгейзер и Вольф. Все работы Р. в моделях и слепках собраны в особом музее его имени, устроенном в Берлине в 1865 г. Ср. Фр. и К. Эггерсы, "Chr. D. R." (3 т., Б., 1873?90) и Э. Добберт, "R." (Б., 1877).
А. С?в .