? соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, не успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или колебания редко совпадают. Д. требует перехода или так называемого разрешения в консонанс. При двухзвучном сочетании диссонансами считаются следующие интервалы: секунды (большая, малая, увеличенная), терция (уменьшенная), кварты (чистая, увеличенная), квинты (увеличенная, уменьшенная), секста (увеличенная), септимы (большая, малая, уменьшенная), ноны (большая, малая). Каждому из этих Д. соответствует особое разрешение; так, напр., при секунде большой нижний звук идет на 1/2 тона или тон вниз, верхний ? остается на месте или идет на чистую кварту вверх (разрешение в терцию большую или малую или в сексту большую или малую). Диссонирующими аккордами считаются те, которые заключают в себе Д., как, напр., уменьшенное, чрезмерное трезвучия, все септаккорды, все нонаккорды .
Н. Соловьев.
Диссонанс (физическое объяснение). ? Объяснение Д., по Гельмгольцу, сводится к явлению звуковых колебаний или ударов (battements, Stosse, Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух тонов, мало отличающихся между собой по высоте. Эти колебания звука обусловливаются тем, что две звуковые волны, достигая уха, попеременно или взаимно совпадают и этим усиливают звук, то противодействуют друг другу, когда сгущение одной из них налагается на разрежение другой, при чем звук ослабляется. Происходит при этом, следовательно, прерывистый звук, ряд звуковых ударов, или колебание тона. Если, например, числа колебаний в 1 секунду двух источников звука будут 512 и 508, то в каждую секунду первому из них будет соответствовать число колебаний на 4 больше, нежели второму, а в 1/4 секунды превышение колебаний будет 1. Через 1/4 сек. поэтому колебания будут приходить в прежние взаимные условия. Через 1/8 сек., напротив, условия будут как раз противоположные ? будет последовательное чередование между усилением и ослаблением звука. В 1 сек. будут, следовательно, 4 удара (т. е. 4 усиления звука). Вообще число ударов будет равно разности между числами колебаний двух источников звука. Такие колебания звука производят вообще неприятное впечатление на нервы уха, подобно тому, как мерцание света неприятно для глаза. Это неприятное ощущение особенно сильно, когда число звуковых ударов в 1 сек. заключается между 30 и 40. Колебания звука вызываются, разумеется, не только основными тонами, но также и сопровождающими их всегда высшими гармоническими тонами. На основании сказанного легко теперь понять, почему, напр., чистая октава звучит хорошо, а не вполне чистая очень неприятна для слуха. В самом деле, представим себе, у нас что имеются два источника звука, составляющие октаву, причем число колебаний одного будет 200, а другого 400 в 1 сек. Числа колебаний, соответствующие их высшим гармоническим (второстепенным) тонам, мы получим, умножив последовательно данные числа на 2, 3, 4 и т. д. Таким образом, будем иметь соответствующие числа
для 1-го тона 200 400 600 800 и т. д.
для 2-го тона 400 800............
Отсюда видно, что 2-й тон будет как бы только усиливать некоторые из высших гармонических 1-го тона. Неприятных колебаний звука при этом не будет, и сочетание этих обоих тонов даст полный консонанс. Если же числа колебаний не будут составлять между собой чистой октавы (т. е. отношение между ними не будет в точности равно 2), напр. пусть число колебаний 2-го источника будет 420 вместо 400, то тогда получим
для 1-го тона 200 400 600 800...
для 2-го тона 420 840..........
При этом 420 и 400 дадут 20 колебаний в 1 сек., а 840 и 800 дадут 40 колебаний; ушные нервы будут раздражаться неприятным образом, и оба тона дадут Д.
Н. Гезехус.