Значение ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

? в Киеве, заложена на месте, где пострадали два варяга ? первые мученики за христианскую веру, Владимиром св., в 989 г., в честь Успения Богородицы, и окончена царьградскими архитекторами в 996 г. На содержание ее Владимир назначил 10-ю часть своих доходов с земельных имущества, и от этого она стала называться Десятинной. Первоначально она была четырехугольной, длиной в 24 саж., шириной в 16. Восточная часть ее имела три выступа. Фасад представлял архитрав, украшенный греческими надписями и лепными украшениями. Карнизы были гранитные и мраморные, а стены украшены пилястрами. Под мозаичный, стены внутри покрыты живописью альфреско; цоколь ? гранитный; стены алтаря украшены мусией (мозаикой). Кроме икон, с древних времен там хранились дорогие княжеские одежды и вещи; в XI в., по описанию Дитмара, в храме стояли гробы Владимира св. и его супруги Анны. Впоследствии здесь погребались и другие киевские князья. В 1017 г. Д. црк. пострадала от пожара; возобновлена Ярославом I и в 1039 г. освящена вторично. В 1240 г., послужив последним оплотом для воеводы Димитрия, она была разорена татарами и с того времени в течение 4 ст. представляла груду развалин. В 1635 г. на прежнем месте, где, по свидетельству митр. Сильвестра Коссова, сохранился еще один придел прежней Д. црк., Петр Могила заложил новую Малую Десятинную церковь. Достроенная при преемнике Петра Могилы, эта церковь пришла в упадок и возобновлена только в 1758 г., иждивением монахини княгини Нектарии (Наталии) Долгоруковой. Не поправляемая из-за недостатка в средствах, црк. приходила в ветхость и разрушение, от которого ее спасли митрополит Евгений и А. С. Анненков, сильно содействовавшие открытию остатков древней црк. и принявшие на себя главное руководство в постройке на ее месте новой црк., по плану Стасова. В 1828 г. состоялась закладка храма во имя Рождества Богородицы, с приделами св. кн. Владимира и св. Николая. Храм окончен и освящен в 1842 г. Снаружи он украшен арабесками и изображениями святых, в исполинском виде, над тремя готическими входами и посредине алтарной стены; главы святых окружены золочеными греческими надписями. Все купола испещрены колоннами, карнизами и византийскими окнами. Фасад црк. узорчатый, стены в готическом вкусе, а пять куполов ? наподобие русских црк. XVII ст.

Ср. Закревский, "Описание Киева" (т. I).

В. Рудаков.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.