Значение ДАВИД, ЦАРЬ ИЗРАИЛЬСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ДАВИД, ЦАРЬ ИЗРАИЛЬСКИЙ

? второй царь израильский (царствовал, по общепринятой хронологии, с 1055 по 1015 г. до Р. X.); младший сын жителя Вифлеема, Иеcceя. В отрочестве пас овец. Это не подавило в нем богатых духовных дарований, которые нашли себе в красотах природы сильнейший стимул к развитию. Вместе с тем развивались его физические силы: он встречал с пращой в руке львов и медведей. Свои поэтические настроения он изливал в игре на арфе. Между тем Самуил нашел необходимым помазать на царство вместо Саула новое лицо, и его выбор пал на Д. Помазание сохранялось в тайне; однако сама судьба влекла Д. к центру государственной жизни. Благодаря искусной игре на арфе он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Знаменитый подвиг в единоборстве с филистимским исполином Голиафом (IX, 53) сделал его народным героем и поставил во враждебные отношения к подозрительному царю, который после неоднократных неудачных попыток убить его начал систематически его преследовать. Скрываясь от преследований царя, Д. несколько лет вел бедственную жизнь, заставившую его опуститься до положения атамана вольницы. Когда Саул пал вместе с сыновьями в битве с филистимлянами, царство перешло в руки его соперника. Д. сделался царем израильским сначала в колене Иудином, а затем и над другими коленами. ? Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Д. нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени Иевусеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Д. овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Д. перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение. В делах гражданского управления Д. обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д. Вскоре Д. предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда: граница Д. царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к В и до Черного моря к Ю.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Д. предполагал даже построить великолепный храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех. Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией (см.), повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Д. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Второзак. XVII, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Многочисленное поколение сыновей от этих жен сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон, третий, Авессалом, и четвертый, Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью. Последние годы царствования Д. были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Д. остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Д. предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии ? Соломону.

В лице Д. национальный гений израильского народа нашел всестороннее выражение. В своих религиозно-нравственных песнях и псалмах (см.) он вдохновенно выражал чувство веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и отчаяния. По силе и нежности выражения, равно как и по возвышенности и пламенности религиозного чувства, они не имеют ничего себе подобного не только в светской поэзии других народов, но и в книгах Ветхого Завета. Жизнь царя Д. излагается в библейских кн. (1 Царств с XVI гл. по 2 Цар. XII гл., а также и в 1 Паралип., XI-XVII). Ср. монографии о Д. Чандлера, Круммахера, Вейсса и в новое время J. Deane, "David, his Life and Times". В русской литературе ему посвящена значительная часть исследования проф. Я. Богородского: "Еврейские цари" (напечат. в "Православном собеседнике").

А. Лопухина

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.