? приблизительно нынешний Озургетский уезд и часть Батумского округа, лежит в юго-восточном углу Черного моря. С древнейших времен она населена народом грузинского племени ? гурули, гурийцами ? и входила в состав Грузии. Языком, типом, наклонностями, духовными способностями, родом занятий, нравами и обычаями гурийцы вполне сходны с груз. племенем. Они говорят языком, почти ничем не отличающимся от карталинского. Гуриец среднего роста, красив, смугл, пропорционального и крепкого сложения, быстр, горд, самолюбив, честен и благороден, одарен отличными способностями, воинствен и храбр, носит красивый, своеобразный костюм, похожий на испанский народный костюм. Хотя гуриец живет у моря, но он охотно занимается земледелием и виноделием и не обнаруживает никакой склонности к мореплаванию и торговле. Все эти качества гурийцев противоречат попытке производить их от евреев, основываясь на ошибочной этимологии и на случайном созвучии названий Г. и Урия (груз. название еврея). Историческое прошлое Г. мало известно. Г. упоминается в грузинских летописях впервые во второй половине VII в., а в ХIII в. упоминается уже о Гуриели, т. е. о владетельном князе Г . С 1362 г. титул Гуриели носили потомки сванетского эристава Варданидзе, управлявшие Г. Во второй половине XV в. Г. составила отдельное владение, зависимое в весьма слабой степени от Имеретинского царства, с которым Г. нередко вела войну, настолько удачную, что, напр., в 1716 г. один из Гуриелей, Георгий, сделался даже на короткое время царем Имеретии. С 1483 г., со времени владетеля Г. Кахабера, по 1810 г. мы знаем 22 Гуриели в качестве более или менее самостоятельных владетелей Г. Гуриели часто вступали в родственные связи с прочими владетелями Грузии и этим усиливали свою власть и влияние. Со времени занятия турками Константинополя, Трапезунда и южн. Грузии (Ахалцихской области, в XVI в.) Г., находясь на границе Турции и христианской единоплеменной Грузии, вела отчаянную борьбу с мусульманством; когда же юго-западная ее часть подпала под власть Турции, последняя с особенною настойчивостью и жестокостью стала в ней распространять мусульманство: не желавших принять закон Магомета гурийцев турки связывали по рукам и ногам и живых бросали в море. Несмотря на это, и в бывшей турецкой Г. жители сохранили до наших дней родной язык, особенно в семье; чтут древние церкви и иконы; ходят на богомолье; соблюдают некоторые христианские обряды и обычаи и носят наряду с мусульманскими и христианские имена. В бывшем гурийском владении сохранилось немало древних церквей и других святынь, также утварь, рукописи, надписи, особенно в известных м-рях Шемокмеди и Джумати. В Г. был свой митрополит, называвшийся Шемокмедели. Многие из гурийского духовенства прославились как проповедники, миссионеры, паломники по св. местам Востока и как благотворители. В Г. же (Кобулети) на берегу моря находится известная своею неприступностью крепость Цихис-Дзири, называемая грузинами Каджта-Цихе ("Чертова крепость"). В Г. же, по мнению Дюбуа, лежала недалеко от моря крепость Петра, из-за обладания которой долго сражались византийцы с персами в VI в. В 1804 г. Гуриели Мамиа V (+ 1826) вступил под покровительство России, а в 1829 г. Г. была присоединена к России. Последний прямой потомок Гуриелей, Давид, сын Мамии V, пал в сражении против горцев под Ахульго в 1839 г.
А . Цагарелли.