(Людвиг Gumplovicz) ? род. в 1838 г.; поляк по происхождению, профессор государственного и административного права в Грацском университете. В целом ряде сочинений ? "Race u. Staat" (В., 1875); "Das Recht des Nationalitaten u. Sprachen in Oesterreich-Ungarn" (Иннсбр., 1879); "Rechtsstaat u. Socialismus" (т. же, 1881); "Der Rassenkampf" (т. же, 1883); "Grundriss der Sociologie" (В., 1885; есть более полное польское издание); "Sociologie u. Politik" (Лпц., 1892); "Die soziologische Staatsidee" (Грац, 1892) ? Г. высказал оригинальные взгляды на основные вопросы государствоведения, которое в его учении сливается с социологией. Его воззрения сложились главным образом под влиянием идей новейшего естествознания, взглядов социалистов и Штейна на общество и некоторых мнений Дюринга и Иеринга. Г. ? решительный монист. История человечества, в его глазах, ? естественный процесс, совершающийся по определенным, неизменным законам. Элементами, подчиненными таким неизменным законам, являются этнические и социальные группы. Исходный пункт социологического учения Г. ? теория полигенизма, множественного происхождения человеческого рода. Социальная эволюция начинается там, где одна первичная социальная группа ? орда (primitive Horde) ? сталкивается с другой такой же группой. Эти столкновения приводят, наконец, к покорению слабой группы сильною. Господство одной социальной группы над другой должно быть известным образом организовано. Такой организацией является то, что мы называем государством. Государство есть организация господства меньшинства над большинством. Семья, собственность, право возникают в государстве как его создания. Между правами государственным и частным Г. проводит глубокое качественное различие. Частное право есть совокупность норм, установленных государством; государственное право есть факт, оно, так сказать, само государство. Возникая в государстве, право носит на себе следы такого происхождения: всякое право есть порядок неравенства (eine Ordnung der Ungleichheit). Исходя из такого воззрения на право, Г. относится отрицательно к теории "правового государства" (Rechtsstaat), социализм же считает лишь дальнейшим логическим развитием несостоятельных принципов свободы и равенства, лежащих в основе теории правового государства. Перед человчеством всегда является такая альтернатива: или признать государство, которое по своей природе есть организация господства и основано на неравенстве, или согласиться на анархию, которая невыносима для культурного общества. Национальность, по мнению Г., ? также создание государства; она не обусловливается ни общностью языка, ни единством происхождения. Г. ? безусловный противник приложения "юридического метода" к государственному праву: "юридической конструкции" государства он не признает. Отождествив то, что Л. Штейн называл обществом, с государством, Г. вполне сошелся во взгляде на государство с представителями историко-экономического материализма, Марксом и Энгельсом, хотя их экономическое понимание истории осталось ему чуждым. Ставя фактор политический на первое место, Г. скорее приближается к Дюрингу в понимании исторического процесса. Слабую сторону работ Г. составляет та смелость, с которой он рискованные обобщения выдает за "социальные законы". Вообще, словом "закон" Г. положительно злоупотребляет, смешивая сплошь и рядом закон с принципом. В Германии взгляды Г. не пользуются сочувствием; из немецких публицистов только на Lingg'e ("Empirische Untersuchungen zur allgemeinen Staatslehre", B., 1890) обнаруживается более или менее ясное влияние идей Г. Из русских публицистов проф. А. Л. Блок принимает "с некоторыми поправками" определение государства, данное Г. ("Политическая литература в России и о России", Варшава, 1884, стр. 24). Труды Г., относящиеся специально к австрийскому праву, кроме вышеназванной книги "Das Recht der Nationalitaten etc.", лишены самостоятельного научного значения: "Verwaltungslehre mit besonderer Berucksichtigung des osterreichischen Verwaltungsrechtes" (Иннсбр., 1882); "Einleitung in das oesterreichische Staatsrecht" (Б., 1879) ? живой очерк образования и развития Австро-Венгерской монархии; "Das osterreichische Staatsrecht" (В., 1891) ? систематическое изложение австрийского и венгерского государственного права и австрийского административного права. В русской литературе о Г. ср. Кареев, "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (СПб., 1890, 165-179), и Чижов, "Право и его содержание по учению Л. ф. Штейна" (Одесса, 1890, 333-343).
П. Струве.