Значение слова ГАН-ГАН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ГАН-ГАН

(Ида, графиня Hahn-Hahn) ? очень известная в свое время романистка, немецкая Жорж Занд, как ее называли до ее обращения. Род. в 1805 г. Отец ее почувствовал такую страсть к театру, что забыл о своей семье и о своих имениях и сделался директором странствующей труппы. Владения его были секвестированы, и он скоро совсем разорился. Графиня Ида, с детства отличавшаяся впечатлительностью и любовью к поэзии, жила с матерью почти в бедности, пока не вышла замуж за своего двоюродного брата, богатого графа Адольфа Г.-Гана. Спустя 3 года она разошлась с мужем. Свою литературную карьеру она начала сборниками стихотворений: "Gedichte" (Лейпциг, 1885); "Neue Gedichte" (1836); "Venezianische N a chte" (1836); "Lieder u. Gedichte" (1887), которые не имели большого успеха, а потом обратилась к роману из жизни высшего общества (с 1838 по 1848 г. ? "Aus der Gesellsc haft", "Der Rechte", "Gra fin Faustine", "Ulrich", "Sigismund Forster", "Cecil", "Zwei Frauen", "Clelia Conti", "Sibylle", "Lewin"). Ее романы переводились на иностранные языки; в них много живости и лирического блеска, но темы их довольно однообразны. Главное внимание сосредоточено на героине, которая почти всегда женщина высшего общества, идущая вразрез с условными светскими приличиями и тщетно ищущая осуществления своего идеала. Враги Жорж-Занд говорили, что в героинях Ган-Ган больше женственности; но и они должны были согласиться, что у немецкой романистки меньше оригинальности фантазии и зрелости мысли. Описания путешествий графини Г.-Ган ("Jenseits der Berge", "Reisebriefe", "Erinnerungen aus und an Frankreich", "Ein Reiseversuch im Norden", "Orientali s che Briefe") читаются легко, но не оставляют глубокого впечатления. В 1850 г. графиня Ган-Ган внезапно перешла в католичество, и в книге "Von Babylon nach Jerusalem" (1861) старалась оправдать этот шаг. С этих пор она является усердной прозелиткой и пропагандисткой папизма как в жизни, так и в своих книгах: "Unserer lieben Frau", "Aus Jerusalem", "Die Liebhaber des Kreuzes" и др. В 1852 г. она поступает послушницей в монастырь и все более и более склоняется к мистицизму. Но она и в монастыре пишет романы, конечно, тенденциозно-католические: "Maria Regina", "Peregrina", "Doralice", "Die Erbin von Kronenstein", "Die Gl ocknerstochter", "Die Erzahlung des Hofrats", "Die Geschichte eines armen Fra uleins", "Vergib uns unsere Schuld". Хорошо, с внешней стороны, написаны ее "Bilder aus des Geschichte der Kirche" (1856-64). В последние годы жизни она усердно работала над обращением на путь истинный и перевоспитанием падших женщин. + в 1880 г. О ней см. Paul Haffner, "Gr a fin Ida Hahn-Hahn" (Франкфурт-на-М., 1880). На русский язык, между прочим, переведен роман "Сесиль" ("Библиотека для чтения", 1844 г., т. 64 и 65).

А. Кирпичников.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.