? так называется дух галликанской церкви, равно как совокупность взглядов и принципов последней, в особенности по отношению к Риму. Истинный Г. и в историческом своем развитии, и в недавнем прошлом не имеет ничего общего ни с независимою национальною церковью, ни с оппозицией, близкой к схизме и ереси. Вполне католическим он является в своем первом и главном принципе ? нежелании нового, стремлении сохранить за собою лишь свое историческое право. Его приверженцы доказывают существование уже в конце III века, начиная с Иринея Лионского, самостоятельной, хотя и не обособленной галликанской церкви. В то время самостоятельность была общим достоянием всех национальных церквей, составляла "droit commun", по словам Боссюета; но только в одной Франции обычаи, принципы и вольности национальной церкви сохранились вполне неприкосновенными. Высокое благочестие отдельных подвижников, заслуги, оказанные епископатом государству в эпоху всеобщего брожения и варварства, а также влияние монастырей и школ, зародышей будущих университетов, помогли Карлу В. поддержать и развить в своих капитуляциях самостоятельность галликанской церкви. Именно та форма последней, какую она приняла при Карле В., и составляла тот идеал, к которому не переставали во все времена стремиться защитники Г. Не всегда, правда, этот идеал с одинаковою энергиею был защищаем против притязаний Рима; но стремление к нему пробуждалось каждый раз, когда выступали на сцену энергичный король, свободолюбивый епископ, законное собрание представителей государства, мужественный парламент. Так объясняется поведение Гинкмара Реймского. Еще последовательнее в духе Г. действовал Людовик IX. Первый указ его (1229) перечисляет "Права и вольности галликанской церкви"; второй (1239) ограничивает отлучение от церкви и подчиняет в гражданских делах духовенство светскому суду; третий (1269) ? прагматическая санкция, подтверждающая за епископами те права, которые были им предоставлены соборами. Блестящим моментом в истории Г. была борьба Филиппа IV с папою Бонифацием VIII. Соборы XV века и прагматическая санкция 1438 г. только подтвердили существовавшие во Франции отношения (см. Жерсон). Когда в 1455 г. нантский епископ осмелился апеллировать от короля к Риму, парижский парламент объявил его виновным в оскорблении прав галликанской церкви. Конкордат 1516 г., нарушавший права галликанской церкви, должен был считаться с оппозицией парламентов и Сорбонны: его творец, канцлер Дюпри, навлек на себя ненависть всех сословий. Постановления Тридентского собора подрывали Г. в самой его основе, но во Франции были признаны только те из них, которые не противоречили ее государственному праву, церковным законам и обычаям. Все прочие постановления, по требованию парламентов, не были включены в "Ordonnance de Вlois". Конкордат и Тридентский собор только оживили Г., который в начале следующего столетия получил научную формулировку в сочинениях Питу: "Corpus juris canonici", "Codex Canonum", "Galliae ecclesiae in schismate status" и особенно "Libertes de l'Eglise gallicane" (1639), где автор выразил в 83 тезисах сущность Г., который, как он доказал, касается не догмы и религии, а только вопросов церковного устройства и управления. Эти 83 тезиса Питу сводит к 2 положениям: 1) папа в светских делах не имеет никакой власти в пределах королевства, и 2) в духовных делах его распоряжения не могут противоречить постановлениям соборов, признанных во Франции. С этими положениями сходствуют "6 тезисов" 1663 г., поднесенных Сорбонною Людовику XIV, а также знаменитые четыре положения, изложенные Боссюетом от имени собора 1682 г.: 1) папа обладает лишь властью в делах духовных; в светских делах государь не подчиняется никакой власти; 2) признаются все постановления Констанцского собора, как утвержденные папою и принятые галликанскою церковью; 3) папа связан этими постановлениями и согласно им утверждаются все правила, обычаи и порядки галликанской церкви; 4) хотя в делах веры папе принадлежит власть над всеми церквами, однако решения его могут считаться, неопровержимыми (irreformables) только после согласия на них всей церкви. Эти положения приказано было преподавать во всех высших школах. Тщетно Александр VIII объявил "Декларацию" незаконной; епископы остались ей верны, хотя сам Людовик пошел потом на сделку с папою, разрешив нескольким епископам, которым папа отказывал в утверждении, отречься от положений, вызывавших наибольшее неудовольствие папы. Решительнее поступил в подобном случае совет регентства в 1718 г., объявив, что епископы не нуждаются в утверждении пап. Невыгодно отразились на Г. события 1790?1800 гг. Тщетно конкордат 1801 г. пытался восстановить прежнее положение католической церкви во Франции, а органические статьи 1802 г. возобновили 4 положения 1682 г., возведенные затем, в 1810 г., на степень закона. Попытка создать на Парижском соборе 1811 г. независимую от папы имперскую церковь не имела успеха. Галликанские традиции видимо падали в духовенстве: конкордат 1817 г., во многих отношениях нарушавший права галликанской церкви, не встретил возражений в рядах духовенства, и только энергические протесты парламентской оппозиции принудили правительство обязать профессоров епископских семинаpий и самих епископов присягою Положениям 1682 г. Во время июльской монархии духовенство, как один человек, ополчилось против либеральной "Французской Католической Церкви" абб. Дю-Шателя. Во время второй империи Г. все более и более отходил в область предания. На Ватиканском соборе только небольшая группа французских епископов высказалась против нового догмата, наносившего смертельный удар Г.; но и эта небольшая оппозиция поспешила признать совершившийся факт (см. соотв. статью).
Ср. Питу, Дюпюи, (комментатор Питу), Боссюет. Также Maimbourg, "Traite historique de l'Eglise de Rome" (1686); "Histoire du droit public français ecclesiastique"; Joseph de Maistre, "De l'Eglise gallicane"; е го же, "Du Pape"; Dupin, "De fense de la loi organique du Concordat", "Les libertes de l'Eglise gallicane" (1824); Bordas Demoulin, "Les pouvoirs constitatifs de l'Eglise" (1855); Huet, "Le Gallicanisme, son passe, sa situation presente dans l'ordre politique et religieux" (1855); Clausel de Montals, "Effet probables des disputes sur le Gallicanisme" (l853); "Memoire (anonyme) sur la situation presente de l'Eglise gallicane et ses maximes vengees contre les attaques de M-r le comte de Montalembert"; Puyol, "Etudes sur la renovation du Gallicanisme au commencement du XVII siècle" (1876).