(Eugène-Melchior, vicomte de Vogue) ? ô ранцузский критик. Родился в 1848 г., короткое время состоял при французском посольстве в Константинополе, затем отдался своей страсти к путешествиям и объездил Сирию, Палестину, Грецию, Египет, наконец Россию. В Петербурге он пробыл несколько лет, изучил русский язык и женился на сестре строителя Закаспийской жел. дороги ? ген. М. Н. Анненкова. С середины 1870-х г. стали появляться в "Revue des deux Mondes" его путевые очерки, а позднее статьи о русской литературе. Значительная часть их вошла в отдельно изданные книги: "Syrie, Palestine, Mont Athos" (1876); "Histoires orientales. Chez les Pharaons; Boulacq et Saqqarah" (1879): "Les portraits du siècle" (1883); "Le fils de Pierre le Grand" (1884); "Histoires d'hiver" (1885); "Le roman russe" (1886); "Souvenirs et Visions" (1887); "Remarques sur l'Exposition du Centenaire" (1889); "Spectacles contemporains" (1891); "Regards historiques et litteraires" (1892). Â. ? блестящий стилист и один из представителей идеалистической реакции против крайностей натурализма; но всего больше содействовали литературной его карьере этюды о России и русском романе. Написанные легко и изящно, они вместе с тем вводили французского читателя в совершенно новый мир, который, к великому изумлению, оказался полным глубокого, захватывающего интереса. Статьи В. бесспорно расчистили путь необыкновенному успеху во Франции Толстого и Достоевского и вообще увлечению всем русским. Все это в связи с подъемом политических франко-русских симпатий создали В. большую популярность в самых разнообразных сферах, которая и дала ему возможность сорока лет от роду попасть в академию (1888). Не отрицая больших заслуг В. по популяризации русской литературы в Европе, нельзя, однако же, не отметить, что репутация его как знатока нашей литературы несколько преувеличена. В. более или менее хорошо знает только корифеев новейшего времени: Толстого, Тургенева, Достоевского, но уже Сергей Аксаков ему представляется "романистом", в произведениях которого будто бы проводятся славянофильские идеи. Демократические тенденции, завладевшие русскою литературою начиная с Белинского, как и сам Белинский, неприятно его поражают своим беспокойным характером, а таких людей, как Добролюбов, он даже не считает нужным отметить в своем новейшем обзоре русской литературы ("Revue Encyclopedique" 1891 г.); о Салтыкове он говорит здесь только мимоходом, о Глебе Успенском не упоминает вовсе.
С. Венгеров .