(Weddas) ? первобытное племя Цейлона, живущее в небольшом числе особей в восточной части острова, в лесной области Ведда-рате. Держась вдали от городов, занимаясь, главным образом, охотой, они живут как дикари, ходят нагие (прикрывая только нижнюю часть живота) и устраивают себе жилища в пещерах или небольших хижинах из древесной коры и ветвей. С давних пор они привлекали внимание путешественников и образованных европейцев, живущих на Цейлоне, тем более, что у местных жителей, сингалезов и тамилов, ходят о них разнообразные толки, а между тем, доступ к этим дикарям довольно труден, и чистых, несмешанных представителей их удается встретить редко. Название этого народа "ведда", данное ему соседями ? индоевропейского происхождения: по словам И. П. Минаева, оно объясняется из сингалезского слова "bedi" ? лес, которое, в свою очередь, можно сблизить с палийским "veddha" (санскр. ? "vyaddha") ? "охотник", от корня "vyadh" ? бить. Таким образом, "ведды" значит "народ стрелков", или "народ лесной, лесовики". Действительно, они живут в лесах и промышляют себе добычу помощью длинного лука и стрел; последние снабжены железными наконечниками, добываемыми у сингалезов в обмен на продукты охоты и дикий мед. По старинным известиям, эта торговля некогда была немою, т. е. В. складывали принесенные ими продукты в известном месте и уходили, а сингалезы брали, что им нужно и оставляли в обмен железные наконечники, топоры, горшки и т. п. Язык В. в настоящее время, по-видимому, не отличается существенно от сингалезского, который причислятся лингвистами к группе языков индоевропейских. В. ? небольшого роста (по данным, сведенным Вирховым, в среднем мужчины имеют 1537 мм, женщины 1448 мм), но крепкого мускулистого сложения. Цвет кожи темно-коричневый, несколько темнее, чем у сингалезов. Волосы черные, слегка волнистые, но не курчавые; они носятся длинными, нечесаными, и падают в изобилии на плечи. Попадаются особи с бородами и с волосатым телом. Черты лица не отличаются значительно от сингалезов; только нос часто плосковат, и губы толстые. От большой копны волос (особенно у мужчин) голова В. кажется большой, но на самом деле она мала. По данным, собранным Вирховым на двух десятках черепов в разных музеях, вместимость черепа у В. в среднем очень мала (1261 куб. см; у мужчин 1336, у женщин 1201 к. см), хотя попадаются особи с большим развитием черепной полости. Форма черепа узкая (долихокефалическая), приближающаяся к форме черепа сингалезов. Вообще, Вирхов считает вероятным, что сингалезы произошли от смешения В., первобытных насельников Цейлона, с выходцами из Индии. Он находит, что как сингалезы, так и В. отличаются по типу от тамилов, населяющих теперь северную треть острова, а равно встречающихся и в южных его городах, но происшедших от другого индостанского племени, переселившегося на Цейлон в более позднюю, уже историческую эпоху. Ближайших родичей В., по мнению Вирхова, следует искать в среде племен дравидов Индостана или даже, может быть, в среде еще более древнего, додравидийского населения Передней Индии. В настоящее время большинство В. смешалось с сингалезами и тамилами, и чистые В., по мнению некоторых исследователей, уже почти исчезли, или исчезнут в ближайшем будущем.
Быт В. весьма мало известен. Религия их, по словам сингалезов, ограничивается смутным верованием в некоторых злых духов; но, по другим известиям, у них есть определенные религиозные представления и названия богов. Минаев мог подтвердить собственными наблюдениями, что они обладают только зачатками счета, доходя лишь до трех и, во всяком случае, сбиваясь на девяти и дальше. У них есть заунывные, монотонные песни и однообразный танец, причем они толкутся на одном месте, постепенно ускоряя темп, тряся головою, кружась и поднимая то одну, то другую ногу. В отличие от окружающих их племен сингалезов (буддистов), тамилов и мавров (магометан), одинаково признающих многоженство, В. ограничиваются одной женой ? "совершенно как обезьяны", как выразился один мавр. У них дозволяется жениться на младшей сестре, тогда как старшая сестра почитается наравне с матерью. Минаев мог убедиться из расспросов, что тетку они называют одним именем с матерью, и что у них нет особого слова для дяди, что, по-видимому, указывает на особый, патриархальный строй семьи. ? Племя В. представляет еще загадку в том отношении, что оно, несмотря на давнее соседство с племенами более культурными, сохранило до настоящего времени образ жизни дикарей-охотников, не знающих домашних животных (кроме собак) и лишь под ближайшим влиянием сингалезов делающих кое-где попытки к земледелию.
См. R. Virchow, "Ueber die W. von Ceylon", в "Abhandl. der K. Akademie der Wiss. zu Berlin" (1881, с 3 табл.); И. П. Минаев, "Очерки Цейлона и Индии" (ч. 1, 1878, гл. VI); Sarasin, в "Verh. d. Gesellsch. fur Erdkunde zu Berlin" (XVIII, 1891).