или варварские правды (leges barbarorum) ? сборники права отдельных германских племен, называемые leges bаrbоrоrum в противоположность leges romanae. Некоторые из этих сборников именуются pactus, ewa, edictus; так, алеманский свод носит часто название Pactus Alemannorum, свод права франков-хамавов ? Ewa Chamavorum, лангобардский сборник ? Edictus Langobardorum. Эти вторичные названия очень важны, с полной очевидностью указывая происхождение сборников. Дело в том, что тем сборникам, которые являются результатом официальной кодификации, произведенной по инициативе и при непосредственном участии короля, соответствует наиболее название edictus; те записи обычного права, которые сделаны по решению народного собрания выборными сведущими людьми (sapientes, legislatores), всего точнее обозначаются германским словом ewa; те своды, появление которых есть результат договора, соглашение между народом и королем, очень удобно могут быть обозначены термином pactus. Большая часть сохранившихся до нас сборников "варварских законов" принадлежат, по своему происхождению, к последней категории.
Временем появления сводов германских законов нужно считать период от половины V до середины IX века. Соприкосновение германцев с римско-христианской культурой было тем импульсом, который заставил новые народности облечь свое обычное право в письменные формулы. Косвенным образом это доказывается следующими фактами: а) тем, что язык всех сборников ? латинский; б) что первые своды права являются у народностей, ранее других вошедших в тесные отношения с римским миром ? именно, у франков салических и рипуарских, алеманнов, баварцев и т. д.; в) что позже всего создались сборники у тех германцев, которые далеко стояли от римской образованности: так, у фризов, саксов, англов и веринов (турингов) появляются писанные законы лишь в VIII ? IX в. Почти во всех сборниках права первоначальный текст с течением времени подвергался значительным изменениям и дополнениям ввиду того, что сборники служили сводами действующего права и постоянно должны были отражать в себе перемены, вырабатывавшиеся жизнью в юридических отношениях.
По содержанию эти сборники далеко не полно представляют материал обычного права германских племен; в них мы встречаем только те положения, в закреплении которых, по-видимому, была настоятельная необходимость. Главную их часть занимает перечисление преступлений и наказаний; встречаются также постановления относительно судопроизводства; изредка попадаются и гражданско-правовые узаконения. Законоположения государственного права находятся лишь, в небольшом числе, в рипуарском, алеманнском и баварском сводах. Характерной чертою всего германского племенного права является принцип личности права (ему противополагается принцип территориальности права); так, по известному сборнику права, например по салическому, мог судиться только тот, кто принадлежал по крови к данной, т. е. салическо-франкской народности. Ввиду господства этого принципа римляне (или галло-римляне) судились по римским законам, причем в государствах вестготов и бургундов появились, в параллель германским сводам, особые сборники под названием: "Lex Romana Visigothorum", "Lex Romana Burgundionum". Почти все "варварские законы" можно найти, в хороших изданиях, в отделе "Leges" у Перца в "Monumenta Gеrmаniае".
С. С.