(Bradlaugh) ? английский политический деятель, родился 26 сентября 1833 в Лондоне. Отец его, писец (клерк) у одного адвоката, жил бедно и мог дать сыну только скудное образование. С 12-летнего возраста он служил рассыльным у принципала своего отца; 14 лет получил место в купеческой конторе; в часы, свободные от занятий, помогал учителю одной воскресной школы. В 1848 на него сильно повлияло чартистское движение, и он усердно стал посещать чартистские митинги. В то же время пробудились в нем религиозные сомнения. Отец, при помощи духовных лиц, старался рассеять их, но не имел успеха, и сын, чтобы избежать упреков, оставил место, бежал из родительского дома и поселился у друга, разделявшая все его убеждения. С этих пор Б. брал частные уроки для восполнения пробелов своего образования, часто говорил на митингах, устраиваемых обществами трезвости, участвовал на сходках, собиравшихся в пользу поляков и венгров, писал стихотворения, которые посвящал Кошуту и Маццини, читал и печатал лекции и, познакомившись с Голиоком (Holyoake), основателем секты секуляристов, на 18-м году жизни издал первую свою брошюру: "А few words on the Christian Creed" (1850). Затем, чтобы не быть в тягость друзьям, завербовался в гвардейский драгунский полк, стоявший в Дублине. Между тем, умер у него отец; мать и сестры Б. очутились в крайней нужде, и тогда, в октябре 1853, он купил себе увольнение от военной службы и возвратился в Лондон, где скоро нашел место у адвоката, вполне ему сочувствовавшего и не мешавшего его агитации. Но чтобы оградить себя от нападений, которые могли отнять у него кусок хлеба, он стал печатать свои статьи под псевдонимом "иконоборца". Этим эпитетом он верно определил характер своей агитации, стремившейся к радикальному преобразованию общественного строя, и вел ее с необыкновенной энергией и красноречием. Средствами для этой агитации служили ему и печатание статей и брошюр, и защитительные речи в судах, и беспрестанные разъезды по стране с целью личного участия в митингах, и пропаганды своих идей путем речей и публичных лекций; последние в продолжение многих лет он читал по преимуществу в собраниях рабочих. В 1856 Б. издал целый ряд брошюр под заглавием: "Half hours wi t h Freethinkers", и начал писать комментарии на Пятикнижие, изданные впоследствии под заглавием: "The Bibel as it is". В 1858 он, в качестве адвоката и журналиста, принял участие в защите книгопродавца Трюлева и д-ра Бернарда, обвинявшихся перед английскими судами в участии в покушении Орсини на жизнь имп. Наполеона. В этом же году он имел первое богословское прение с одним нонконформистским проповедником в Шеффильде и на место Голиока избран был президентом лондонского общества мирян (Secular society). В 1 8 58 и 59 был редактором свободомыслящей газеты "The Investigator". Благодаря многим богословским прениям, которые Б. в течение 1859 г. имел с нонконформистскими проповедниками и раввинами в Нортгэмптоне, Шеффильде, Глазго и Галифаксе, имя его приобрело всеобщую известность. С одной стороны, около него собралась партия свободомыслящих из рабочих; с другой ? вооружилось духовенство для систематического противодействия ему. Кроме критического отношения к Библии, особенное впечатление на рабочие массы производил Б. решительностью, с которою указывал им на практические последствия учения Мальтуса. В политическом отношении он продолжал держаться своего прежнего сочувствия к республиканским идеям. В 1860 Б. для распространения своих взглядов основал еженедельный журнал: "The National Reformer". Во время Американской междоусобной войны он защищал дело северных штатов. В 1866 г., избранный в число вице-президентов лиги реформы, принял усердное участие в агитации, приведшей в 1867 г. к Биллю о реформе. В 1868 он выступил кандидатом радикальной партии в Нортгэмптоне и получил серьезное меньшинство 1100 голосов. В следующее десятилетие продолжал разъезжать по стране и волновать общественное мнение своими лекциями и выпустил в свет целую серию книг. Из них следует отметить: "Heresy, its utility and morality" (1870); "Jesus, Shelley and Malthus, or pious poverty and heterodox happiness" (1877); "A plea for atheism" (1877); "The laws relating to blasphemy and heresy" (1878) и др. В 1877 его привлекли к суду за издание "Плодов философии" (Fruits of Philosophy) ? сочинения, в котором он отстаивал практическое приложение Мальтусова учения к половым отношениям и которое обвиняли в преступной непристойности. Б. настаивал на научном характере своего сочинения; несмотря на то, он был осужден первой инстанцией, но освобожден от наказания, благодаря искусному указанию на допущенное судом нарушение законных форм. В 1880 году, на новых общих парламентских выборах, Б. был выбран депутатом от Нортгэмптона. Как атеист, он отвергал обычную присягу с призыванием Бога и при открытии сессии 3 мая 1860 объявил об этом, предлагая вместо присяги торжественное обещание (affirmation), уже несколько десятилетий тому назад допущенное для депутатов из сект, отвергающих присягу. Но так как высказаны были сомнения насчет того, чтобы упомянутая льгота могла быть допущена в данном случае, то палата для разрешения этого вопроса избрала особую комиссию. Последняя высказалась против Б. Тогда Б. изъявил готовность дать требуемую присягу, но решением второй комиссии в этом ему было отказано; несмотря на то, он не хотел оставить палаты, и тогда, по предложению сэра Стаффорда Нортскота, лидера консерваторов, был взят под стражу (23 июня). Уже на следующий день выпущенный на волю, он, благодаря посредничеству Гладстона, получил разрешение дать обещание и участвовать в прениях палаты, пока не будет судом разрешен вопрос о законности этого разрешения. Судебное решение состоялось лишь 29 марта 1881 года и против Б. Тогда он сложил с себя депутатские полномочия, но 9 апреля, снова избранный в Нортгэмптоне, опять явился для принесения присяги. Консервативное большинство опять постановило не допускать Брэдло к присяге и в одном из последующих заседаний приняло резолюцию об употреблении силы, если Брэдло откажется оставить палату добровольно. 3 августа 1881 года пришлось привести эту резолюцию в исполнение, и в следующие за тем сессии не один раз повторялось, что Б. являлся в заседание палаты и заявлял о своей готовности принести присягу, но всякий раз предлагались и принимались резолюции о недопущении атеиста к совершению этого акта. Когда в январе 1886 открылась сессия нового парламента, в который Б. опять был избран депутатом от Нортгэмптона, то ему не помешали принести присягу, и с тех пор он заседал в палате, как полноправный член ее. Ум. 30 янв. 1891 г. в Лондоне.
Ср. "The autobiography of В." (Лонд., 1873) и ст. Катчера в издании "Unsere Zeit" (Лейпц., 1886, I, 89: "Charles B. und die Northampton-Frage".