Значение БЕМ ИЛИ БЁМЕ ИАКОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое БЕМ ИЛИ БЁМЕ ИАКОВ

(Bo hme) ? немецкий мистик, прозванный philosophus teutonicus, род. в 1575 в Альтзейденберге (близ Гёрлица) в семье бедных крестьян и до 10 лет оставался без всякого образования. Обучаясь сапожному мастерству, он во время своих странствий читал, кроме Библии, мистические сочинения Парацельса, в особенности Валентина Вейгеля (см. это слово) и др., и познакомился с воззрениями немецких мистиков, враждебных ортодоксальному протестанству того времени. В 1594 он сделался сапожником в Гёрлице и женился. После третьего видения, которое он приписал непосредственному воздействию Божества, Б. написал свое первое сочинение: "Morgenr o hte im Aufgang" (переименованное потом в "Aurora"). Нападки духовенства еще более укрепили в нем сознание своей правоты и снискали ему большую известность, так что через 7 лет он издал еще другие сочинения: "Vom dreifa chen Leben des Menschen" (1619); "Die drei Prinzipien go ttlichen Wesens" (1619); "Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д."; "Von wahrer Busse" (1622); "Auch ein Weg zu Christo"; "Erkl arung der ersten Buches Moses" (1623); "117 Theosophische Fragen" (1624). Чтобы найти себе защиту от новых преследований, он отправился в 1624 в Дрезден, где встретил сочувствие даже при дворе. Четыре доктора богословия, перед которыми он излагал свое учение, заявили, что они его не понимают и потому отказываются его осудить. По возвращении домой он захворал и ум. 24 ноября 1624. Без всяких знаний, кроме знакомства с Библией и сочинениями некоторых мистиков, он собственными силами создал систему, основанную на тесном сочетании натурфилософии с мистикой. За источник своего учения Б. выдает непосредственное Божественное откровение. Вот существенные черты его учения: первоначально Бог был великий покой, первобытная причина, беспредметная воля, без качеств и желаний, ничто и все, вечно единое, не существо, а первобытное состояние всех существ, само себя не сознававшее. Затем Бог вгляделся в самого себя, сделал себя своим зеркалом, разделился на тройственность воли, которая есть вместе с тем и единство. В тихом божественном созерцании или мудрости, имеющей дело с образами (идеями), пробуждается желание, огонь, через который Бог открывает себя и который вообще есть источник всякой жизни. Этот божественный огонь состоит из двух начал (principia), гнева, или мрака, и любви, или света; гнев, или природа, укрощается любовью; Бог есть господство любви. Человек первоначально был предназначен властвовать над четырьмя стихиями и, свободный от животных желаний, производить детей одной девственной мудростью. Но он сам низринулся на степень животной жизни. Так как у него явились желания, то Бог подвел ему женщину. Предназначенный питаться словом Божиим, он пожелал вкусить земную пищу. Он поддался искушению и был покорен земным духом. Но Бог послал свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть в человеческой душе. Чем Он есть, таким станет каждый, кто уверовал в Него. Предстоящий скорый конец всего сущего явится запечатлением нашего единства в Боге и с Богом.

Самому Б. чужда мысль отделиться от государственной церкви, но это сделали в XVII и XVIII ст. его последователи, бемисты, основавшие секту ангельских братьев. В Англии распространителем его идей был Бромней и основанное Иоанной Лид общество филадельфов. Английский врач Джон Бордейдж снискал себе славу как толкователь Б. Во Франции его идеи были усвоены известным мистиком Луи Клод С. Мартеном. Метафизические воззрения Б. высоко ценились такими людьми, как Шлегель, Шеллинг и Гегель; последний, между прочим, возводит к нему начало новейшей философии. Изложение теософии Б. с ее метафизической стороны см. у Л. Фейербаха в его "Истории новой философии" (А., 1833). Полное собрание сочинений Б. издано Гихтелем (10 т., 1682), Гмозингом (1715), Иберфельдтом (1730) и Шиблером (Лейпц., 1831?47), также Вуллен, "Bl u ten aus Jak. B-s Mystik" (Штутг., 1838); Hamberger, "Die Lehre des J. B. in systematischem Auszug" (Мюнх., 1844); Мориц Карриер, "Philosoph. Weltanschaung der Reformationszeit" (Штуттгарт, 1847); Фехнер, "J. B." (Берлин, 1858); Peip, "J. B., Der deutsche Philosoph" (Лейпциг, 1860); Martensen, "J. B. Teosophische Studien" (Лейпциг, 1882).

В Россию идеи Б. проникли в конце XVII века, когда в Москву приехал последователь Б. Кульман (см. это сл.), сожженный там по проискам лютеранского духовенства. Несомненно, что под влиянием этого именно Кульмана появились в конце XVII в. славяно-русские переводы сочинений Б., которые нашли такое сочувствие у наших предков, что в заглавии их было надписано: "иже во святых отца нашего Иакова Бемена". Причина столь сильного влияния Б. на русских и сближения сочинений его с творениями св. Отцов заключалась, без сомнения, в том, что помимо догматических положений, сбивчивых и чуждых православному мировоззрению, у Б. встречается очень много молитв, которые сильнее всего могут действовать на дух неофитов. Сохранилось известие, что рукописные переводы конца XVII стол. содержали в себе именно молитвы, извлеченные из сочинений Б., и что некоторые из этих молитв впоследствии были тайно напечатаны Н. И. Новиковым для практического употребления в мистических обществах. В новиковскую эпоху, во время процветания мистических обществ, т. е. во второй половине XVIII и особенно в 80-х годах, сочинения Б. пользовались у нас огромной популярностью, многими были переводимы на русск. язык, еще более списываемы и переписываемы. Знаменитый моск. профессор И. Г. Шварц, имевший столь сильное влияние на даровитейших людей того времени, положил идеи Б. в основу своих лекций, читанных им на дому, и эти же идеи проводил он и в своей общественной деятельности. Другим влиятельным распространителем идей Б. был С. И. Гамалея, правитель канцелярии моск. главнокомандующего. Из "Писем С. И. Гамалеи" (2 изд. 3 ч., М., 1836?39), которые он по разным случаям писал к многочисленным друзьям и почитателям своим и которые пользовались таким уважением, что их называли "пастырскими посланиями", можно заключить, что он перевел почти все сочинения Б., но переводы эти оставались в рукописях. Не меньшим уважением пользовался Б. и у наших мистиков начала нынешнего столетия, которые считали его одним из ангелов, описанных в Апокалипсисе. Но, несмотря на влияние и распространенность сочинений Б., в печати их появилось весьма немного. В конце прошлого века была издана "Форма исповедания, взятая из творений Якова Бема, перев. с немец." (М., без означения года), а в начале текущего столетия ? "Christosophia, или Путь к Христу, в девяти книгах, творение Иакова Бема, прозванного тевтоническим философом" (Спб., 1815). Последняя книга есть не что иное, как сборник 9 отдельных сочинений Б., составленный за границей и переведенный на русск. язык. К русск. переводу приложены 4 символические картины, заимствованные из издания Гихтеля (Амстерд., 1682), и присоединено любопытное предисловие издателя, в котором содержится отчетливо составленная биография Б., хронологический перечень всех его сочинений и сведения о всех переводах его сочинений, сделанных до того времени на разные иностранные языки. Предисловие это подписано буквами У. М.; это ? обыкновенный шифр А. О. Лабзина (см. это сл.), который и был переводчиком этой книги. Кроме того, в различных сборниках философско-мистических сочинений, во множестве издававшихся в конце прошлого и в начале настоящего столетия, можно встретить иногда отдельные сочинения Б., по-видимому, из запаса вышеуказанных старинных переводов. Так, в сборнике "Избранное чтение для любителей истинной философии" (6 ч., Сиб., 1819?20) во второй книжке помещено соч. Б. "О покаянии". Можно думать, что и в другие подобные сборники вошли некоторые из старых переводов Б., тем более что и здесь названная статья напечатана без имени автора. Ср. "Русские переводы Якова Бема" ("Библиографические записки", 1858 г., стр. 129 и сл.), здесь же описан рукописный сборник афоризмов Б., относящийся к 1794 г. и озаглавленный "Серафимский цветник, или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве, воздыханию, благоговению и возбуждать к горячности посредством непрестанного воспоминания, поощрения и упражнения в новом рождении".

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.