? знаменитый прот. богослов, основатель и глава так назыв. Тюбингенской школы, род. 21 июня 1792 г. в Шмидене близ Штутгарта, с 1809 по 1814 г. изучал богословие в Тюбингене. Пробыв некоторое время приходским пастором, он в 1817 году сделался профессором семинарии в Блаубейрене и здесь издал "Symbolic und Mithologie oder di e Naturreligion des Altertums" (3 т. Штутг. 1824?25). С 1826 г. до самой смерти (2 дек. 1860 г.) Б. состоял ординарным профессором богословия в Тюбингене. Труды его открыли собой новую эпоху в области истории догматики, церковной символики и библейской критики. Будучи сначала последователем Шлейермахера, Б. уже в сочинениях "Das manich a usche Religionsystem" (Тюб., 1831) и "Die christliche Gnosis oder die christliche Religionsphilosophie in ihrer geschichtlichen Entwickelung" (Тюб., 1835) примкнул к школе Гегеля, которой он оставался верен и в своих позднейших исследованиях по философии церковной истории. Главной областью его блестящих исторических изысканий является история догматики, к которой относятся две обширные монографии его: "Die christliche Lehre vo n Versohnung in ihrer geschichtlichen Entwickelung von der a ltesten Zeit bis auf die neueste" (Тюб., 1833) и "Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes" (3 т. Тюб., 1865?67), а также его "Lehrbuch der christlichen Dogmengeschichte" (Штутг., 1847, 3 изд. 1867) и "Vorlesungen u ber die christliche Dogmengeschichte" (3 т., Лейпц., 1865?67). Другие труды Б. относятся к области символики в церковном смысле этого слова. Учение Евангелич. церкви нашло в нем защитника, и он выступил против "Simbolik" Мёлера (см. это сл.) в соч. "Der Gegensatz des Katholizismus und Protestantismus" (Тюб., 1883, 2 изд. 1836) и "Erwiderung gegen M o hlers neueste Polemik u s. w." (Тюб., 1824). Но с особенной любовью Б. занимался историей первых веков христианства. Там, где до него видели лишь единодушие и согласие, которыми характеризовали времена апостолов, он стремился обнаружить борьбу противоположных воззрений ? веры в новое пришествие Мессии, основанной на иудейском законе, с принципом вселенской, свободной от закона церкви, утвержденным Павлом. Путем разграничения этих двух направлений, которые полтора века боролись между собой, возникла кафолическая церковь, а памятниками этого церковно-образовательного процесса являются новозаветные книги, которые большей частью относятся ко II стол. Из книг, появившихся до 70 г., Б. считает истинными лишь 4 более пространных послания Павла и Откровение Иоанна. Все исследования Б., относящиеся к истории апостолов и к посланиям Павла, собраны в сочинении "Paulus, der Apostel Jesu Christi" (Штут., 1845; 2 изд. Лейпц., 1867), изыскания же его о составе и времени возникновения Евангелия, в особенности от Иоанна, сопоставлены в соч. "Kritische Untersuchungen uber die Kanonische Ewangelien, ihr Verhalniss zu einander, ihren Ursprun g und Character" (Тюб., 1847), к чему дополнением служит "Das Marcus ? Ewangelium nach seinem Ursprung und Charakter" (Тюб., 1851). Критическое направление, начало которому положил Б. и которое разрабатывалось его талантливыми учениками Целлером, Швеглером, Кестлином, Гильгенфельдтом и др., известно под именем Тюбингенской школы. Органом этой школы с 1842 до 1857 г. служили "Theologische Jahrb u cher". Она пришла к совершенно новым воззрениям на историю первых веков христианства, и если воззрения эти могут быть оспариваемы, то все же они открывают собой новую эпоху в области церковной истории уже по одному тому, что в работах этой школы по церковной истории впервые находят себе применения общие приемы исторической науки. Общий свод своих воззрений Б. дает в соч. "Das Сhristentum und die christliche Kirche der drei ersten Jahrhunderte" (Тюб., 1853, 3 изд., 1863). К этому труду примыкают: "Die christliche Kirche vom Anfang des IV bis zum Ende des IV Jahrh." (Тюб., 1859; 2 изд. Лейпц., 1863); "Die christliche Kir c he des Mittelalter" (Тюб., 1861, 2 изд. Лейпц. 1869), "Die Kirchengeschichte der neuern Zeit von der Reformation bis zum Ende des XVIII Jahrh." (Тюб. 1963) и "Kirchengeschichte des XIX Jahrh." (Тюб., 1862; 2 изд. Лейпц. 1877). Некоторые отдельные исследования Б. собраны им в "Epochen der Kirchlichen Geschichtsschreibung" (Тюб., 1852).
Значение БАУР ФЕРДИНАНД-ХРИСТИАН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое БАУР ФЕРДИНАНД-ХРИСТИАН
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012