? так называются пиршества, соединяющие за одним столом более или менее значительное число лиц и устраиваемые в честь какого-либо частного лица или общественного деятеля или для празднования какого-либо важного события частной или публичной жизни, или, наконец, с целью дать возможность собравшимся коллективно выразить общие им всем идеи и стремления и засвидетельствовать перед обществом свое единство и сплоченность. Б. последнего рода, т. е. имеющие политический характер, всегда были в большом ходу в Англии. Во Франции они стали играть важную роль со времен великой революции под названием "гражданских Б." (В. civiques). Так, 14 июля 1790 г. состоялся в Париже под открытым небом многолюдный Б., на котором главную роль играл Лафайет, затем 26 июля 1792 г. подобное же пиршество произошло на развалинах Бастилии. Примеру столицы скоро последовали и провиницанальные города, где тоже стали устраиваться Б., хотя и в меньших размерах, но во II г. республики они были запрещены правительством. Потом, во времена реставрации, Б. снова возобновились, не встречая каких-либо преград со стороны правительства, а в конце июльской монархии явились в руках оппозиции сильным орудием, способствовавшим низвержению Луи-Филиппа. В последнее время его царствования оппозиция, не имея возможности влиять на правительство через палату, в которой значительное большинство было на стороне министерства, должна была изыскать новый орган для выражения своих политических взглядов и стремлений, главным образом заключавшихся в требовании избирательной реформы. Таким органом явились Б., мысль об организации которых была подана депутатом Одилоном Барро (Odilon Barrot). Они получили в истории название реформистских Б. (В. r e formistes). Первый из таких Б. состоялся 9 июня 1847 года в Шато Руж (Ch â teau Rouge), близ Парижа. В нем участвовали до 1000 человек, принадлежавших к умеренной династической и крайней радикальной партиям, соединившихся вместе для проведения реформы. Б. этот, несмотря на то, что на нем вполне открыто были высказаны недовольства существующим порядком избрания депутатов, не вызвал никаких опасений со стороны правительства. Затем состоялся Б. в Маконе (M â con), на котором особенно чествовали Ламартина за его "Историю жирондистов". Речь его, в которой он предвещал упадок монархии, а также непровозглашение здравия короля, повела к запрещению со стороны министерства всем чиновникам принимать участие в подобных Б. Мера эта осталась без всякого влияния на устройство Б., которые с каждым днем получали все большее и большее значение. Уже следующие Б. в Лимо и Дижоне, благодаря отсутствию умеренной партии, разошедшейся во взглядах с радикалами, во главе которых стояли Ледрю Роллен, Луи Блан и Этьен Араго, отличались своим революционным характером. Затем много подобных Б. состоялось и в остальных провинциалных городах Франции, а последний из них имел место в Руане, где снова умеренная партия, с Одиллоном Барро во главе, получила перевес. Наконец, когда в начале 1848 г. министерство Гизо удержалось, несмотря на все попытки оппозиции поколебать к нему доверие, последняя, желая испытать силу правительства, решилась устроить в Париже многолюдный реформитский Б. на Елисейских полях, назначив его на 22 февраля. Б. этот был решительно воспрещен министром внутренних дел Дюшателем лишь 21 февр., ввиду чего представители оппозиции, избегая крайностей, решили его отменить, о чем было распубликовано утром 22 февраля. Но объявление это оказалось уже несвоевременным, так как с раннего утра огромная толпа народа, достигшая 50000 челов., собралась на площади де ля Маделен, чтобы оттуда направиться на Елисейские поля. Б., понятно, не состоялся, но последствием его явилась февральская революция, низвержение Луи-Филиппа и установление Второй республики. С тех пор общественные Б. сделались весьма популярны во Франции и до сих пор повторяются, особенно в дни национальных праздников.
Б. Масонские . У франкмасонов Б., или общие обеды, на которые собирались все члены ложи, с древних уже пор были в большом ходу. Они являются дополнением собраний в ложе и имеют свой собственный символический церемониал. По большей части столы для таких пиршеств ставятся подковообразно, причем присутствующие рассаживаются с внешней стороны, оставляя середину свободной. Посредине сидит старшина (venerable), а по краям стола так наз. надсмотрщики. Вся столовая утварь и посуда расставляется в паралельных линиях вдоль стола, для чего иногда делаются метки на скатерти. Каждая отдельная часть этой утвари носит свое специальное масонское название, меняющееся, однако, смотря по уставу данной ложи; так, в иных ложах салфетка носит название знамени, нож ? меча или кинжала, рюмки ? чаш или пушек и т. п. Заздравные тосты следуют в строго установленном порядке по приказанию старшины ложи, их обыкновенно бывает семь, по числу планет. Выпить за здравие на языке масонов значит "разрядить пушку". Согласно учению некоторых масонов, Б. учреждены в память подобного же пиршества, устроенного товарищами Хирама, строителя Соломонова храма и древнейшего учредителя масонства. Эти Б. в настоящее время особенно в обычае у американских масонов, где они не только пополняют собой, но и почти заменяют собрания в ложе.