Значение АТЕЛЬ (ИДЛЬ, ИТИЛЬ, ЭТЕЛЬ) в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое АТЕЛЬ (ИДЛЬ, ИТИЛЬ, ЭТЕЛЬ)

- Верстах в 12 от г. Астрахани, вверх по течению Волги, на правом ее берегу, представляющем ряд небольших холмов, на одном из трех, носящих название Жареных или Шареных бугров, на наиболее высоком, на пространстве до трех верст в окружности находятся следы - погребенных под грудою пепла, щебня, мусора и костей - замечательных в древности городов А. и Баланджара. В береговых обнажениях глинисто-песчаного бугра на протяжении до 300 саж. по береговой линии, в отвесной стене, поднимающейся до 3-х саж. над ложем реки, ежегодно подмывающей этот подваливающийся бугор, - ясно видны следы двух разновременно сожженных городов, разделенные толстым пластом земли. Среди мусора, угля, костей и щебня в более поверхностно лежащих развалинах, приписываемых г. Архиповым городу Баланджару - а может быть, и более вероятно, это остатки старой Астрахани (Хаджи-Тархань, Адъяж-Тархань) - находимы были во множестве хорошо сохранившиеся серебряные и медные монеты золотоордынского чекана и разные серебряные и золотые вещи. В лежащем ниже - под развалинами первого - городе А., между прочим, найден хорошо сохранившийся в целости глиняный кувшин и много других мелких предметов. По дошедшим сведениям от арабских писателей Ибн-Фослана, Ибн-Хаукаля, Ибн-Халедуна, Масуди и др., должно предположить, что А., или Итиль, находился верстах в 80 или 100 от устья Волги. Первые два писателя говорят, что Итиль разделялся протекающею через город огромною рекою, носившею по городу свое название, на две части, соединенные понтонным мостом. Западная, более обширная часть города, длиною до двух верст (в одну парасангу), была окружена стеною, имевшею четверо ворот, из которых одни вели на реку, а остальные в степь; здесь жил сам хаган хазарский, дворец которого, выстроенный из кирпича, представлял единственное в городе каменное здание, остальные жилища состояли из мазанок или войлочных юрт. Масуди же говорит, что дворец хаганов находился не в западной части города, а на острове, и город, следовательно, состоял как бы из трех частей. Восточная часть города, называвшаяся Хазераном, заселена была купцами разных наций. Вообще население города было значительное и разнообразное; одних мусульман, по словам Ибн-Фослана, было более 10000, и они имели 30 мечетей; в городе были рынки и бани. Хаджи-Халфа пишет, что население Итиля состояло большею частью из мусульман, христиан и небольшого числа идолопоклонников. Жители говорили на языках турецком и хазарском, одна часть жителей называлась черными, а другая белыми хазарами (по цвету кожи). Князь и его вельможи были евреи, а княжеская свита, простиравшаяся до 4000 человек, состояла из смеси лиц, принадлежавших к разным нациям. Из России в Итиль доставляли воск. В 969 г. русы разрушили этот город. Когда именно на развалинах А. возник г. Баланджар (Баланчиар, Балансар, Белендер или Беленджер) неизвестно; но существование его во всяком случае относится к позднейшей эпохе. Судя по указанию Ибн-Халедуна о нахождении Баланджара под 46¦ 31' с. ш. и 85¦ 20' в. долг., следует приурочить местоположение его к местности - старой Астрахани; по указанию некоторых арабских писателей, как, напр., Абульфеды, г. Беленджер лежал у Дарьяльского прохода Кавказских гор; другие же писатели говорят, что Беленджер одно и то же, что и А., столица хазар. Некоторые из наших писателей полагают, что беренди (берендеи) русских летописей - не кто иные, как беленджеры или белендеры арабских писателей. Источники: "Журн. Мин. народн. просвещ." (1868 г., ч. CXL, ст. Д. А. Хвольсона); газ. "Восток" (1866, ¦ 1 и 1867, ¦ 2); "Астраханский справочный листок" (1869, ¦ 24, 52, 27, 131 и 133); "Астрах. губернск. ведом." (1884 г., ¦ 80).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.