? шестистопные ямбические стихи, которые как отличительный признак имеют после 3-й стопы цезуру и рифмуются обыкновению попарно ? 2 мужские и 2 женские рифмы:
Так Анджело на всех навел невольно дрожь.
Роптали вообще, смеялась молодежь
И в шутках строгого вельможи не щадила
Меж тем, как ветренно над бездною скользила.
Этот размер получил свое название от одной старофранцepcrjq (1180) обработки сказания об Александре Великом, в котором он впервые ярко выразился. Ронсар назвал его "героическим", и с тех пор он стал употребляться французами преимущественно в эпосе и драме и вообще считался принадлежностью высших родов поэзии. Он был особенно уместен во французск. поэзии потому, что, с одной стороны, особенно ярко выделяет антитезы, с другой ? потому, что неритмичность французского яз. маскирует отчасти однообразие и монотонность стиха. В немецкую литературу А. был введен Мелиссусом, Векерлином и Мартином Опицом и благодаря влиянию Корнеля, Расина и Мольера утвердился также в нем. драматургии, хотя совершенно не соответствует духу нем. яз. и менее всего подходит к драме. В новейшее время Рюкерт, Фрейлиграт и Гейбель в отдельных эпических стихотворениях (первый в своем "Рустеме и Зурабе") сделали попытку вернуться к А., причем им удалось введением нескольких цезур, а также анапестов и спондеев придать монотонному размеру больше разнообразия и движения. Особенною известностью пользуется стих. Фрейлиграта "Der Alexandriner". Против правила французской версификации, требующего, чтобы каждый стих по своему содержанию допускал остановку на конце, французские поэты XIX в. восстали и начали пользоваться тем, что они назвали "enjambement", т. е. такой переход одного стиха в другой, при котором остановка на рифме не составляет необходимости.