Значение слова РОМАНТИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре

РОМАНТИЗМ

РОМАНТ́ИЗМ (франц. romantisme), идейное и худ. направление в европ. и амер. духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Франц. рев-ции кон. 18 в., в рационализме идеологии Просвещения, в идеях обществ. прогресса, Р. противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражд. независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтич. мировосприятия и иск-ва. Утверждение самоценности духовно-творч. жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у мн. романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к нац. прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и др. народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и лит-ры), идея синтеза иск-в нашли выражение в идеологии и практике Р. Р. в музыке сложился в 20-х гг. 19 в. под влиянием лит. Р. и развивался в тесной связи с ним, с лит-рой вообще (обращение к синтетич. жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инстр. миниатюре и муз. программности). Характерное для Р. внимание к внутр. миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально напряжённому, что определило главенство музыки и лирики в Р. В изобр. иск-ве Р. наиб. ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре и архитектуре (напр., неоготика ). Большинство нац. школ Р. в изобр. иск-ве сложилось в борьбе с офиц. академич. классицизмом. Гл. предст. Р.: в лит-ре - Новалис, Жан Поль, Э.Т.А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К.М. фон Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс; в изобр. иск-ве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тёрнер, в России - О.А. Кипренский, А.О. Орловский. Теоретич. основы Р. сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Большой российский энциклопедический словарь.