Значение СОРОК СЕМЬ РОНИНОВ в Энциклопедии Япония от А до Я

СОРОК СЕМЬ РОНИНОВ

Этот эпизод японской истории начала ХVIII в. специалисты склонны считать весьма загадочным для европейского сознания. Сорок семь самураев, отомстив обидчику их господина, превратились одновременно в преступников, которых по закону ожидала казнь, и в кумиров общества, воплотивших собою идеал истинного воина Ямато. История преданных вассалов, конечно же, взбудоражила умы и сердца современников событий, трагических и героических, она хорошо знакома и нынешнему поколению японцев, ибо не только послужила материалом для исследований множества историков, но и стала излюбленной в литературе, театре и изобразительном искусстве темой. По традиции сёгунское правительство (бакуфу) ежегодно посылало ко дворцу императора в Киото представителей с новогодними поздравлениями. Спустя два месяца наносился ответный визит императорских послов. Церемонии придавалось очень большое значение, и назначаемые для приема высоких гостей крупные феодалы (даймё) получали строгие и подробные инструкции. В 1701 г. торжественный ритуал был омрачен событием из ряда вон выходящим: один из ответственных за прием - 35-летний Асано Такуми-но ками Наганори - в замке сёгуна в Эдо с мечом в руке набросился на престарелого Кира Кодзукэ-но Ёсинака - главу знатного аристократического рода и церемониймейстера при дворе сёгуна - и ранил его. Причина нападения на Кира Ёсинака разными исследователями трактуется по-разному: одни считают виновной внезапную вспышку гнева, другие - соперничество соляных производств двух кланов. Весьма вероятна и версия из дневника самурая "Записки из клетки попугая": алчный Кира за свой инструктаж требовал подношений, Асано же был отвратителен этот обычай, и он его проигнорировал, за что недополучил инструкций, допустил немало ошибок, был оскорбительно осмеян и в порыве гнева бросился на обидчика... Асано был схвачен, арестован и экстренным совещанием немедленно приговорен к сэппуку - ритуальному вспарыванию живота. Преступление Асано, по нормам того времени, было весьма тяжким, и поскольку речь шла о заранее обдуманной мести, наказание распространялось на весь его клан: владения феодала были конфискованы. Все самураи, служившие Асано, лишились источника существования и превратились в ронинов - вассалов без хозяина. При обсуждении дальнейших действий мнения разделились: одни предлагали смириться с судьбой и разойтись в поисках нового пристанища, другие - немедленно покончить с собой вслед за господином, третьи предлагали выждать удобный момент и отомстить обидчику их господина. Среди последних был Оиси Кураносукэ, возглавивший союз мстителей, союз сорока семи ронинов. Дождавшись удачного момента, двумя отрядами ронины двинулись ночью к главным и задним воротам особняка Кира. С охраной расправились быстро, а обнаруженному в кладовке с углем Кира Ёсинака ударом меча отрубили голову. Оиси отрядил двух самураев доложить о случившемся главному полицейскому столицы. А весь отряд направился к монастырю Сэнгакудзи, где верные слуги совершили молитву у могилы их господина и водрузили перед ней отрубленную голову врага. Затем они сообщили о своем желании совершить сэппуку у могилы Асано настоятелю монастыря. Тот обратился к властям, ронины были взяты под стражу, и их дело стало предметом разбирательства в правительстве. Длилось оно полтора месяца. В 1703 г. бакуфу вынесло решение о смертном приговоре. Обычно людей такого ранга (достаточно невысокого) ожидала казнь через отсечение головы. Сэппуку считалась более почетной, и ее "удостаивались" только крупные феодалы. Но, учитывая беспредельную преданность своему хозяину, его защитникам отсечение головы было заменено на сэппуку - почетную для самурая смерть. Приговор был приведен в исполнение, останки верных воинов похоронили рядом с могилой их господина... Вся эта героическая и драматическая история вскоре стала широко известна в стране. Огромную роль сыграли театры, которым пришлось прибегнуть к историческому камуфляжу, перенося действие пьес о современных героях во времена древние. Будучи явлением художественным, спектакли позволяли себе всевозможные версии и домыслы, но и в таком виде волновали сердца и умы зрителей. Самой популярной стала пьеса "Канадэхон Тюсингура" ("Сокровища самурайской верности"), которая и в наши дни в канун Нового года становится своего рода лейтмотивом культурной жизни Японии: ей посвящаются выставки, теле- и радиопередачи, представления театра Кабуки и кинофильмы.

Япония от А до Я, энциклопедия.