-ы, ж.
1) В средневековой поэзии трубадуров: лирическое стихотворение о рыцарской любви.
Поэтическая канцона.
Стихотворный размер канцоны.
2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтических канцон.
3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившийся в XVI-XVII вв. из обработок вокальных канцон.
Канцона для клавишных инструментов.
•
Этимология:
От итальянского canzone ‘песня’ ( < cantare ‘петь’).
Энциклопедический комментарий:
Поэтическая канцона получила распространение первоначально в Италии в XIII-XVII вв. Строение канцоны строго строфично (до 7 строф). Все строфы рифмуются по одной схеме , но сама схема в каждой канцоне своя , до этого никем не употребленная. Последняя строфа короче , она обращена к лицу , которому посвящена. В остальном форма канцоны не связана никакими требованиями: свободен выбор стихотворного размера , объема строфы и количества строф (чаще 5-6). Расцвета канцона достигла в лирике Петрарки (XIV в.). В ХХ в. канцона встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).
В самого начала канцона была тесно связана с музыкой. В числе композиторов , авторов канцон , был И. С. Бах. С XVII в. развитие канцоны для инструментального ансамбля ведет к возникновению кончерто гроссе , канцона для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу , а канцона для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты.