-а, только ед. , м.
Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Импрессионизм в живописи.
Иногда мы видим, что молодых театральных художников учат живописи в манере импрессионизма - манере, стремящейся передавать в основном эффекты освещения, эффекты цвета ( Акимов ) .
Родственные слова:
импрессион'ист , импрессион'истка , импрессионист'ический (импрессионистический стиль) , импрессион'истский (импрессионистская картина) , неоимпрессион'изм , постимпрессион'изм
Этимология:
От французского impressionnisme ( < impression ‘впечатление’). Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце".
Энциклопедический комментарий:
Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: Э. Мане , О. Ренуар , Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни , изображение мгновенных , как бы случайных движений и ситуаций , кажущуюся неуравновешенность , фрагментарность композиции , неожиданные точки зрения , срезы фигур. Применительно к европейской литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление , ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов , и узко - как сложившееся на рубеже XIX - XX вв. течение с определенным методом и тяготевшим к декадентству мироощущением. Признаки импрессионистического стиля - отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных , мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах , обнаруживающих , однако , при обзоре целого скрытое единство и связь. В литературе , оставаясь стилевым явлением , импрессионизм не означал , особенно у крупных писателей (Г. де Мопассана, А. П. Чехова, И. А. Бунина и др.) , ломки художественных принципов реализма.