неизм. , муз.
Многоголосное, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения, широко распространенное в народном творчестве.
Этимология:
От итальянского a cappella ( < лат. capella ‘часовня’). Первоначально - ‘хор церковных певчих’, позже - ‘хор’ вообще , а в XVIII в. также ‘инструментальный ансамбль’ , ‘оркестр’.
Энциклопедический комментарий:
Как стиль профессионального хорового искусства пение а капелла определилось в культовой полифонии к концу Средних веков , достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе. Хоровое искусство Русской православной церкви использует пение исключительно а капелла (произведения Д. С. Бортнянского, "Литургия" П. И. Чайковского, "Литургия" и "Всенощное бдение" С. В. Рахманинова и др.). Стиль а капелла развивался также в светском певческом искусстве , в том числе в мадригалах , композиторами Возрождения и русскими композиторами ХХ в. Шебалиным , Шостаковичем , Свиридовым , Щедриным и др.